Примирение с Христом

Дорогие о Господе благодетели

и все Ваши близкие!

Примите искреннюю признательность

и сердечную благодарность за оказание материальной помощи нашему храму.

     В своём письме мы будем продолжать говорить о необходимости примирения со Христом. Если мы не видим в себе греха, то причастие нам запрещено. При этом можно внешне ходить на исповедь, а реального прощения не получать. Не примирившийся со Христом принять Его в себя не может. Такое приобщение послужит в суд и осуждение. Если бы человек это понимал, то тщательно бы исследовал себя.

     Если мы враги Христу, живём неразборчиво, грехи за грехи не считаем, жизнь не исправляем, то как мы можем что-то просить у Бога? Это явление можно сравнить с житейской ситуацией: если я с кем-то нахожусь во вражде и пойду просить у моего врага что-нибудь, то он мне может сказать: "Прежде, чем просить что-то у меня, может быть, ты сначала признаешь свою вину, попросишь прощение и исправишь своё отношение". Если человек вправе так предложить, то почему мы Бога лишаем этого права: не признаём своих грехов и не исправляем жизнь? Пока мы не примирились с Христом, сохраняем в своём сердце смертные грехи, неосознанные и нераскаянные, любим и стремимся к ним, то просить Его о прощении наших грехов, или о каких-то дарах будет бесполезно и безнадёжно для нас. Если среди людей такого не бывает, то почему Бога хотим обмануть? Господь желает к нам прийти, но мы же "закрытый кулак", мы не готовы Его принять. Нужно сначала исправить то, что должны исправить, а потом уже получим милость.

     У нас есть традиция молиться за ближних и дальних, за живых и умерших. Если я сам враг Христу, привожу своему врагу моего ближнего и прошу: "Помоги ему, он мой друг". Христос мне ответит: "Если ты Мне враг, то твой друг Мне тоже враг". В жизни человеческой всё так и бывает. Своих друзей мы не водим к своим врагам. Прежде чем нам просить милости у Бога своим близким, нужно проверить себя:  Будет ли Христос слушать мои просьбы?

     Мы можем плевать на Христа, оскорблять Его своими грехами и в то же время иметь наглость обращаться к Нему за помощью. Бог не будет слушать такие прошения. Потому и говорят многие: "Мы уже просили Бога, но Он нам не помогает". Господь отворачивается от нас, как от врагов.

     Господь прощает ошибки, если человек в них раскаивается. Но если мы не видим грехов и не хотим их исправлять, то насильного прощения Господь не может совершить. Он нас создал свободными. Против нашей воли Он не собирается никого прощать и затаскивать в Рай.

     Далее у Симеона Нового Богослова упоминается, что в молитве "Отче наш", мы просим Бога на словах избавить нас от лукавого, а на деле поощряем его и дозволяем ему жить и расти в нашем сердце, вскармливаем его грехами своими. Зачем Бог будет избавлять нас от лукавого, если мы его любим? Дьявол предлагает грехи, а я исполняю. Мы на пару работаем, друзья мы с ним. Как Он может избавить нас от нашего друга, без которого мы жить не можем? "Сей лукавый есть дьявол, который смесил с естеством человеческим закон греха. Итак, всё время, как мы подчиняемся и служим лукавому посредством злых дел, какие делаем, благой Бог не имеет части в нас, и мы недостойны Царства Его... Так что ложно мы называем Бога Отцом нашим, когда имеем дьявола властителем, и отцом, и господом, и богом своим. И черты его имеем в себе ". Если я не гоню дьявола из сердца, взращиваю страсти, то становлюсь во всём похожим на него. "Избави нас от лукавого" – эти слова звучат из наших уст как-то нелепо.

     Мы читаем молитвы изо дня в день и не понимаем их значения. Не примирившись с Господом, просим освобождения от тех или иных изъянов, которые в себе не видим, все наши слова пусты, и только раздражают и прогневляют Бога. Господь обличает иудеев, которые не могли поверить в Него: "Вы отца вашего дьявола есте, и похоти его хощете творити". (Евангелие от Иоанна). Чью волю мы творим, того и дети мы, тот и отец наш.

     Если мы хотим иметь Бога Отцом своим и быть на Него похожи, то надо знать, что подобие Христу в нас открывается в плодах Духа Святого. Этим и отличаются христиане от грешников. То есть, от всякого греха и страсти уклоняются верующие в Бога, и подобие Христа в себе запечатлевают. Даров Духа Святого в нас не будет, если мы взращиваем и подпитываем в себе противоположные страсти. Абсурдно получается, когда мы с одной стороны просим залечить наши раны, потушить огонь, и в то же самое время сами же царапаем себя и раздуваем пламя.

     "Тот, кто не освободился ещё от дьявола, тот пусть не думает, что он настоящий человек". Мы требуем к себе человеческого отношения. Если нас заденут, мы возмущаемся: "А вы право какое имели?". На стр. 252 говорится, что ты ещё не человек, у тебя мира с Христом ещё нет, в тебе образ сатаны, и он отец твой. Мы хуже всякого скота. Скоты не по разуму совершают дела, а по своей скотской природе. А мы по разуму доходим до таких изощрений в грехах, что и скоты не могут ничего подобного вытворять. "Люди сии суть плоть" – говорит Господь о жителях Содома и Гоморры. Получается, что наша жизнь впустую проходит. Господь всё совершил для нас, а мы всё ещё топчемся на месте.

     Молитва христиан, не примирившихся со Христом, есть пустой звон. Такие молитвы Бог не может ни принять, ни исполнить, как мерзость. От этого крепнет царство дьявола и расширяется властительство его над христианами.

     Вследствие этого видим мы среди христиан много лжецов, завистников, клеветников, клятвопреступников, скупцов (скупых), хищников (воров), пьяниц, блудников, гордецов, и подобных им. Много и таких, которые, скрывая свои пороки, лицемерно величаются тем, что они христиане, хотя по сердцу суть род лукавый, безчувственный, неблагодарный, непримирительный, человеконенавистный..." (стр. 253). За это и сам такой "христианин" оказывается Богу ненавистным. В нашей современной христианской среде перечисленные преп. Симеоном пороки и болезни души вполне распространенное явление. Об этом говорилось тысячу лет назад, тогда такие христиане уже были, и за грех это не считали, то же самое происходит и сегодня.

     Тот, кто говорит, что не время сейчас думать о покаянии, молитве и подвигах, тот заблуждается. И раньше говорили: "Вера была первые три века. Времена апостолов и апостольских мужей прошли". А после двух тысячелетий уже всё что ли? Христос Тот же и ничего нам не мешает принять веру и благодать, которые спасают нас. Мы просто не хотим трудиться и приобретать добродетели.

     Есть добродетели естественные, переданные нам с зачатием. Такие добродетели присущи многим народам, но они нас не спасают. Нам, христианам, нужно стяжать добродетели сверхъестественные, которые даются Духом Святым. Одна из них касается любви ко врагам. Примерим эту добродетель и посмотрим, имеем ли мы её? Или мы любим только тех, кто нас любит? Но это природная добродетель, её имеют и язычники, и атеисты. Любить врагов могут только христиане по дару Святого Духа. Если мы исполняем некоторые заповеди Христовы по естеству, то не будем этим кичиться. Если какие-то заповеди Божьи мы нарушаем, то пользы нам не будет.

     Если мы думаем, не примирившись с Христом, принимать Тело и Кровь Его, то давайте себе представим, как можно находиться за одним столом со своим врагом? Нашему врагу будет противно наше присутствие. Как мы можем надеяться, что Христос согласится войти в нас? Мы уподобляемся тем распинателям, которые незаконно схватили Его в Гефсиманском саду и потащили на суд, а затем пригвоздили ко кресту, и пролили кровь. Также и мы становимся Богоубийцами через недостойное причащение, потому что бессовестно пытаемся завладеть Телом Христа, взять Его в плен и пролить безжалостно Его кровь. При этом мы впиваемся своими зубами в Тело Христово, кусаем, грызём и разрываем Его в себе. Если мы не примирились с Христом, то никакого права не имеем принять Его Тело и Кровь.

     Очень важные слова написаны у преп. Симеона для христиан, которые нужно держать в уме: "Горе таковым (которые  не примирились с Богом), когда они поют псалмы Богу, молятся, покланяются Богу, творят милостыню. Они думают купить щедрость Бога и любовь за деньги.

     Песнь нечестивых – мерзость пред Богом, молитва гневливого и злопамятного – смрадное зловоние, милостыня гордого – жертва пса, благотворение развратника и блудника – мзда блудницы, дар лихоимца – жертва нечистая и кровь свиная.

     Спросит кто, что же делать таким? Пришедши в чувство и познав своё недостоинство и окаянство, пусть раскается каждый от всей души во всех грехах своих, и притекши к отцу духовному, исповедуется во всём. Взыщет у него оглашение и наставление, что надобно каждому Христинину знать и делать, да воспримет жизнь, которою подобает жить всякому Христианину (т. е. как надо). Взыщет наставление о молитве... молитву должно понимать умом и чувствовать сердцем, что произносят уста" (стр. 25).

     Как исправить жизнь, если мы поймём, что уклонились от правильно пути? "Пусть всякий таковый прейдёт в чувство, и познав какому бедствию подпал он из-за грехов своих, примет свет покаяния и начнёт нести подвиги покаянные посредством дел – поста, молитвы, плача сердечного, лишения, отречения от мира, распятие себя на кресте. Чтобы Бог, видя сокрушение сердца его, смирение и ревность, возблагоутробствовал к нему и примирился с ним" Чтобы настал у нас мир с Богом, нужно понести все эти труды, принять за обязанность исполнение всех правил и заповедей, которые вменяются каждому христианину для неукоснительного исполнения, как жизнь и воздух. Поклонами и слезами можем мы понудить Господа примириться с нами. Если желание наше прийти к Богу будет искренним и глубоким, то неужели Господь не заметит и не посетит нас?

    Знаком примирения служат упокоение от страстей. Страсти перестают нагло добиваться того, чего они хотят, и делать рабами своими. Человек не только получает дар различать проявление страстей, но и искоренять их из своего сердца. Появляется ненависть ко греху, страх Божий. Приходит осознание, что мы постоянно находимся перед всевидящим оком Божьим, и Господь оценивает реакцию нашего сердца и слова, которые мы произносим.

     Как можно оскорблять Бога, если возмездие за грехи – ад. Лучше прикусить себе язык до крови, не пожалеть себя, убежать в другую комнату, упасть на колени, делать поклоны, а если не будет сил, то распластаться на полу в виде креста и вопить: "Господи не хочу больше потакать страстям и служить сатане". И Господь даст силы устоять. Вот к какой битве с грехом призывает нас Господь. Это те средства в борьбе с сатаной и опыт Церкви веками опробованный, они применялись тысячу лет, и сегодня они применяются. Делами надо показывать свою веру, и сила Божия будет явлена.

     Следующий знак примирения со Христом – дары Святого Духа: сокрушение и умиление сердца, благоговение, внимание ума к Божественным песням, к чтению и слушанию Божественных писаний.... Невозможно, чтобы в ком-либо оказались эти доброты духовные прежде примирения со Христом (стр. 358).  В примирении лежит основа и начало нашего спасения. Без него дальнейшего пути ко спасению у нас не будет.

     "Когда же Бог примирится с душою, тогда осеняет её, объемлет, и ум человека того установляется и собирается в себя". Это необходимое условие для умной деятельной молитвы. До момента примирения ум наш непостоянный и рассеянный. "Молиться не могу, мысли рассеиваются" - говорим мы.

     "Не пожалеем никаких сил и времени, чтобы настроить свою жизнь так, как угодно Господу, а всё, что противно Богу, отвергнем". Это сделать будет очень трудно, потому что мы привыкли жить в противоположном состоянии. Но если мы добросовестно понесём труды, то Господь с нами обязательно примирится.

     Ещё есть важный момент в наставлении преп. Симеона: "...Пусть таковой взыщет опытного отца духовного, научится у него всему тому, что касается веры и требуемого ею, воспримет полное упование на Бога и покается во всех грехах своих, подъемля и достойные дела покаяния", т. е сокрушение сердца, жаление о грехах, слёзы и воздыхания, пост и всякое лишение телесное, милостыню и молитву. Без всего этого не придёт благодать Божия сама собой к тому, кто потерял её, предавшись греху после крещения (стр.203). Здесь речь идёт обо всех нас православных христианах, которые полтора или два десятка лет назад крещены, а после крещения благодать изгнали из себя, ни разу даже не испытав её действие, потому что не примирились со Христом до крещения, а после крещения продолжали жить прежней греховной жизнью. "На мгновение в купели крещения смывались грехи, а по выходу из купели возвращались на человека назад, - говорит Святитель Игнатий Брянчанинов, - и действие зла, которое тяготило человека до крещения, возобновилось". Господь предупреждает: "Смотрите, как бы новое для вас (после крещения) не стало бы хуже прежнего". Так часто бывает, что до крещения одни беды были у людей, а после крещения утроились. Это совершенно закономерно. Враг, вышедший из человека берёт с собой ещё 7 друзей, и все страсти начинают усиленно действовать в человеке. Поэтому без веры и примирения с Христом крещение и причащение запрещены нам.

     Не надо думать, что примирение с Христом – гладкий, проторенный путь. Широкий и лёгкий путь ведёт только в ад. Нам нужен проводник, который бы нам помог в этом деле.

"Прежде надлежит нам сделаться верными, сдружиться с Христом, испросив прощение всех грехов. Такая душа бывает кроткою, смиренною и сокрушенною, (мирный дух) это и служит признаком примирения. Душу кроткую и смиренную уже не борют демоны, как прежде, ни сластолюбием, ни сребролюбием, ни славолюбием. Через эти страсти все остальные развиваются и нагло растаптывают нас. Через кротость и смирение душа обретает покой, и её не смущают неуместные помыслы в той силе, как  они досаждали раньше.... Со вниманием и благоговением молиться невозможно ни для какого человека: ни для мирянина, ни для монаха, ни для отшельника, ни для клирика, ни для архиерея, если душа каждого из них не сделалась причастницей Святого Духа вследствие примирения с Христом (стр.80).

     Человек может иметь чин, должность, сан, и не быть в мире с Христом. Если кто находится в рабстве страстей, хоть постники, безмолвники, долгопевцы псалмов, толкователи Божественных Писаний, излагатели правых догматов, учители и проповедники церковные, именующиеся высокопреподобными, многоучёными и всесильными, - не имеют части с Христом, истинным светом, просвящающим всякого человека. Оказывается, ничто не может заменить нам примирение с Богом – ни должность, ни звание, ни чин, ни священнический сан. Если получится у нас примириться с Христом, то нужно будет хранить этот мир до конца жизни. Если разрушим мир, то опять потеряем спасение.

     Если нам удастся обрести мир с Богом, то у нас будет желание чаще обращаться к Нему в молитвах. Иногда люди отождествляют понятия молитвы и медитации. Это неверно. Разница заключается в том, что при медитации создаётся образ (предмет) в голове и на нём концентрируют внимание. При этом происходит напряжение ума и приток крови к мозгу. В таком состоянии бесам легко рисовать разные картинки в голове этого человека, который наслаждается ими, как откровениями Божьими. При этом человек парит, летает, фантазирует.

     Во время молитвы внимание должно заключаться в словах молитвы, благодаря этому рождается покаяние, и нужно уйти уму из головы (где рождаются образы и картинки) в основание шеи или силу словесности. Тогда будет совершаться правильная молитва, как говорят учителя Церкви. Образы нужно отвергать с ненавистью. Если мысли опять пошли, значит, ум забрался в голову, нужно его поместить над сердцем, но не ниже, иначе беды не избежать. При бесовском наваждении покаяние пропадает, человек только изображает, что молится, а на самом деле медитирует. Если мы с Богом не примирились, грехов не видим и не каемся в них, то молиться у нас не получится, мы можем только медитировать.

     Молитва – дар Божий, и без покаяния она не произносится. Если кто считает, что медитация и молитва одно и то же, значит, такой не познал Христа, и не понял ещё, что такое покаяние. Имея каждодневную неправильную практику в том, что мы называем молитвой, мы не только пользу не получаем, но ещё и вред наносим себе. Молитва – это меч, и если этим оружием неправильно обращаться, то можно повредить себе. Заблуждения в наше время могут часто появляться от того, что опыт покаяния утрачен и преемственность духовничества тоже утрачена. Современным христианам приходится самостоятельно постигать тайны спасения, выявлять и исправлять свои ошибки на основании Священного Писания и учения святых отцов. Самый доступный для нашего восприятия – это Святитель Игнатий Брянчанинов. Он составил свои труды на опыте святых отцов древности и переложил их наставления на современный язык специально для нас, последних христиан.