О святых Христовых Тайнах - 4

Дорогие о Господе

ПРИХОЖАНЕ И ЖИТЕЛИ СЕЛА

    Мы с вами продолжаем беседовать на тему о причащении. В 4-м томе трудов святителя Игнатия Брянчанинова есть статья "О святых Христовых Тайнах". Наша задача предложить каждому желающему христианину прочитать эту статью и разъяснить, простым человеческим языком сложные места, чтобы было проще воспринять (нашему неподготовленному уму) святоотеческое предание.

    Причащение Тела и Крови Христа есть установление Божественное. Если мы не презираем Христа, то слушать и исполнять Его повеления должны. Те христиане, которые не проверили свою жизнь по заповедям, не осознали всех своих смертных грехов, не начали борьбу со страстями (либо борются вяло, нерешительно, какие-то из страстей одобряют в себе) такие "христиане" не по праву называются христианами. Верными их называть пока рано. Верные - это те, которым Господь вверяет Тело и Кровь Свою. Чтобы нам стать верными нужно поправить свою жизнь, увидеть все недостатки и устранить их. Всякий христианин, который думает спасаться, должен примириться со Христом.

    Господь смирил Себя так, что без нашего согласия и подготовки Он не будет входить в наше сердце. Он мог бы уничтожить всякое зло и насилие во всём мире. Он может всех нас взять и насильно ввести в Царство Небесное или сделать всех такими какими были первые люди в раю, но не делает этого, потому что Он уважает в нас дар свободы, который нам Сам же и дал. Бог признаёт в нас право выбирать тот путь, который мы хотим. Это может быть путь жизни по заповедям Божьим, или путь дружбы с сатаной. При этом человек может не понимать, не замечать и не осознавать своей вины и ответственности в том, что он делает.

 

    Великая Тайна причастия нами до конца не может быть понята, но наше дело доверять слову Господа. На другие вопросы мы тоже не можем ответить, например, о творении мира и человека. Везде есть свои тайны. Надо признаться, что мы вообще ничего не понимаем. Наш ум ограничен, он сотворён, а Бог бесконечен. Бесконечное невозможно вместить в ограниченное. Нужно с верой подходить к таинствам, тогда они будут оказывать на нас положительные действия, а не пытаться доискиваться до мельчайших подробностей, чтобы взвесить, испробовать, поэкспериментировать.

     Есть описание как один учёный монах решил исследовать химический и физический состав Тела и Крови Христа и узнать что это такое. Когда ему доверили причастие, он его принёс в свою келью, где были приготовлены соответствующие приборы, а через несколько часов этого монаха нашли растерзанного на части. Бесы получи полное право разорвать его на куски. Вот к каким последствиям приводит пытливый ум человеческий.  

     Химические и физические процессы нас не должны беспокоить, это действие духовное и приступать нужно к Чаше с верой, тогда ощутим перемену в душе. Это и будет доказательством того, что причастие есть необходимое средство для достижения Вечной Жизни. "Аминь, аминь глаголю вам, если не будете есть Тело Моё и пить Кровь Мою, то не можете иметь в себе жизни вечной". Два раза говорит Господь "Аминь", как приговор, значит это слово непреложное. Если мы то делаем, то не делаем, то верим то не верим - значит Жизнь Вечную иметь в себе не можем. Пусть мы крещённые, ходим в храм, вносим пожертвования, построили храм и не один, но при этом если мы не причащаемся достойно, то Жизни Вечной наследовать не сможем. Все внешние дела и подвиги нужны нам для подготовки принятия Христа в своё сердце.  

     Иоанн Златоуст, глубоко переживая и постигая своим умом значение Таинства причастия, пишет: "Подобает научиться чудному действию Христовых Тайн. Что Они Такое, для чего Они преданы нам и какая польза от Них. Мы - единое Тело Господом нашим Иисусом Христом. Мы плоть от плоти Его, и кость от костей Его. Мы соединяемся со Всесвятою Плотию Господа не только при посредстве любви, но и при посредстве самого Таинства". Это означает, что не только нужно следить за своим нравственным состоянием, но надо понимать, что правильное состояние в нас появляется тогда, когда мы принимаем Христа в себя. "Он даровал нам эту пищу, - пишет Иоанн   Златоуст, - желая показать любовь, которую имеет к нам". Тем, кто жаждет, голодает, умирает от вечной смерти Он не только отдал Себя в жертву за наши грехи, но и Тело Своё отдал, как источник Вечной Жизни: "Берите по частицам, принимайте, и будете вечно жить".

     В качестве примера у Иоанна Златоуста приводится мать, родившая ребёнка, любящая его по естеству и кормящая его своим телом. Ведь молоко появляется в теле матери и принадлежит ей. Любящая мать не жалеет своего молока для родного ребёнка, оно ему нужно для питания и возрастания. Так и Господь по высшей Божественной любви Себя отдаёт нам. "Он смесил Себя с нами". При замешивании теста добавляют соль и всё тесто становится солёным. В причастии мы тоже принимаем Христа и Он вмешивает в нас Тело Свое и мы становимся Его Телом. Страшно становится подумать: разве можно это Тело отдавать бесам на поругание, грешить руками, глазами, языком и прочими частями тела? Если мы грешим после причастия, то разве может Христос быть с нами? Значит, мы не принимали Его, и Он не входил в нас. Мы должны себя строго проверять: Ели после причащения я произвольно продолжаю грешить и не могу удержаться от каких-то соблазнов и страстей, значит во мне был и остаётся сатана. Если бы вошёл Христос, то разве мог бы Он грешить? Иоанн Златоуст далее поясняет: "Господь возмесил в нас Своё Тело, чтобы мы были соединены с Ним как тело с головою, таково свойство неизреченной любви". Как тело с головой неразрывно, так и Господь, если с нами смесится, становится в нас головой и управляет нами. Если мы грешим, значит управляет нами не Христос. Христа мы не приняли, или приняли мы не Христа. Если моей головой является сатана, то он толкает меня на грехи.

    До и после причастия полагается особое наблюдение над собой. Нужно постараться всё зафиксировать не только в уме, но и по возможности на бумаге. Духовного опыта мы не имеем о происходящем с нами, но можно посоветоваться с духовником о своём состоянии для определения: потерпели мы поражением от бесов, или всё-таки мы боролись. Нужно описать как мы реагировали на бесовские нападения. Было ли покаяние в нас, или мы только изображали его, больше роптали и унывали? Как ты сокрушался? Падал ли на колени с воплем о помощи, или опускал руки? Терпел нападения бесовские с кротостью и полным упованием на Бога или сдавался, и тебя несло во все тяжкие, а ты при этом думал, что потом всё равно снова поисповедуюсь? Вот она срамная и позорная наша ложь. Исповедь без борьбы ничего не даст человеку. Человек только называет грех, а настоящее покаяние проявляется в борьбе, а не на словах. Как можно надеяться на прощение грехов, если даже попыток борьбы не было? Это совершенно бесполезно. Нужно сначала побороться с грехом, а потом приходить на исповедь. После собеседования духовник даст вам соответствующие рекомендации и можно будет готовиться к следующему причащению. 

     "Всякий приобщившийся с верою, вниманием, благоговением, и с должным приготовлением, - говорит далее святитель Игнатий, - чувствует в себе изменения, если не тотчас после причащения, то по пришествии некоторого времени. Чудный мир нисходит на ум и сердце. Облекаются спокойствием члены тела. Печать благодати ложится на лицо. Мысли и чувствования связываются священными духовными узами, воспрещающими безрассудную вольность и лёгкость, обуздывающими их. При постоянной и благочестивой жизни действие Святых Таин, делается яснее, и ощутительнее, и обильнее". Здесь мы слышим обнадеживающее увещание. Если нам велит духовник продолжать причащаться, то надо снова правильно готовиться и идти ко Христу, несмотря на все искушения, которые происходят. Если скажут исправлять что-то, то надо обязательно исправлять. Если мы будем по христиански честно жить и регулярно причащаться, то увидим в себе те перемены, которые указаны у святителя  Игнатия. Для человека откроется чудный новый мир. Те резкости, грубости и вольности, которые допускал человек, будут связаны благодатью Божьей. У человека меняется походка, появляется тихая поступь. Христианин начинает оберегать зрение от соблазнов, у него меняется интонация и тембр голоса.

     "Действие это (Причащение Святых Христовых Тайн) уподоблено Писанием помазанию главы (ума) духовным елеем". Так в Ветхом Завете воздвигались на служение цари через пророков. К юному совсем Давиду, который был пастухом, пришёл пророк и излил на него священный елей, помазав его на царство, притом, что царь Саул здравый седел ещё на своём престоле. Также подобает и нам думать о причастии. Как елеем освящали душу человека, через помазание на царство, так и причастие действует, просвещая ум человека. "Уподоблено причастие Державной Царственной Чаше, властительски упоевающей душу ощущением исходящего от Святого Духа. При постоянно внимательной благочестивой жизни, делается отчасти постижима, непостижимая милость Божия. Явленная человеком (эта милость) в даровании им Небесной пищи".

Настолько Бог просветляет  ум  человека и очищается сердце, что в некоторой мере постигается им бесконечное Божественное милосердие. "Эта милость Божия поженет ко спасению, сверхъестественною силою своею, причащающегося по возможности часто и достойно, во вся дни живота его. Вселит его в небесный дом Господень, в бесконечную долготу дней вечных". Эти слова напоминают нам 22-й псалом, который читается в последовании ко причащению. Святитель Игнатий предлагает нам подумать над его смыслом. За несколько столетий до Рождества Христова пророк Давид предсказал о нашем причастии, что будет дан нам Хлеб Небесный и Вино, Которое в Жизнь Вечную будет нас вводить. Мы читаем этот псалом мимоходом и не задумываемся о смысле даже отдельных слов. В этом псалме каждое слово говорит о причастии и подготовке к нему. Нужно читать его с духовным пониманием. "Господь пасет мя" Пасти - значит куда-то направлять. Привлекает Господь нас, овец Своих, неведомыми путями, в Свою Церковь. Овцу погибшую, пропавшую, опаршивившую, Господь возлагает на плечи и приносит в Свою Церковь, чтобы исцелить, оздоровить, вскормить на Своих пажитях. "И ничто же мя лишит" Если Господь мне в Церкви Своей обещает спасения, и я пребуду в Ней, то Он не лишит меня Царства Своего. "На месте злачне тамо всели мя". Злаками питаются овцы и от этого делаются откормленными. Для нас злаками является вера. Если веру христианин воспримет, (как бы вселится в неё) тогда "На воде покойне воспита мя". Следствием правильной веры будет покаяние. От неправильной веры покаяние не родится. Оно будет ложное и жизнь будет тоже ложная. Если не напьётся душа водой покаяния, ко Христу она никогда не придёт. Пророк Давид подробно описал нам как нужно будет нам готовиться ко причастию. В Церковь Христову надо прийти, веру изучить, покаянием утолить жажду души и обещание спасения надо принять.

    Не для здоровья, не для славы и богатства мы вступаем в Церковь, а для спасения души своей. Есть одна цель - это спасение, все остальные цели неправильные, они опасны и ведут к заблуждению. "Душу мою обрати" от заблуждения. Мы все живём в заблуждении и их не перечислить. "Настави мя на стези правды" - это заповеди, которые нам надо принять и исполнить, и от страстей освободиться, через страшную кровопролитную борьбу . "Имени ради Своего". Не за наши дела, Господь допустит нас к Себе, а только по любви Своей. "Аще бо и пойду посреди сени смертной не убоюся зла". Если тень смерти или сама смерть нависнет надо мной, не убоюсь зла. А буду иметь полное упование на Бога во всех трудностях жизни. Некоторые "христиане" доходят до отчаяния, вплоть до нежелания жить и попыток самоубийств, и в таком состоянии дерзают иногда идти к Чаше. Это происходит по великому заблуждению. Прежде чем пойти ко Христу нужно отречься от своей воли, потому что она бесовская, (а мы её считаем своей и не научились это различать), и положиться на волю Божью, в том числе и в самых безвыходных положениях.

    "Яко ты со мною еси, жезл Твой и палица Твоя та          мя утешиста". Крепкая вера, переходящая в надежду   дарует человеку во всех скорбях, при любых обстоятельствах, мирное состояние духа. Если такое состояние в нас будет, то Господь войдет к нам.                    Но если по поводу каждого пустяка у нас проявляются расстройства, обвинения (окружающих людей, по вине которых всё произошло), споры, досады, огорчения, укоры придирки к ближним, то здесь не мир а идёт явная война против Бога. В ближних мы должны видеть образ Божий, а мы видим в них своих врагов. Если мы с ближними воюем, то воюем против Христа. Как в состоянии войны можно думать что Христос с миром войдёт в моё сердце? Думаете, что Он придёт в лагерь врага сдаваться, чтобы мы над Ним издевались, плевали на Него своими грехами? Глубоко ошибаемся. Бог поругаем не бывает. На нас ляжет праведное возмездие Божье за такое отношение к Таинству.

     Если все условия подготовки к причащению сказанные выше, мы исполнили, то вот что мы слышим дальше: "Уготовал еси предо мой трапезу, сопротив стужающим мне." Трапеза, Которую уготовал Господь есть Тело Христа. Вкушаем мы Небесную Пищу (сопротив стущающих) т. е. против бесов. Эта трапеза действует против злых духов. Пророк Давид, находящийся под их нападениям, в больших скорбях в духовной брани, говорил: "Если бы эта трапеза могла бы мне быть дана сейчас, то она меня обязательно бы утешала. Она бы отогнала всех злых духов". 

     "Умастил если елеом главу мою". Елей - это Дух Святой, который входит в сердце человека, наподобие того, которым помазывали пророки царей. "И Чаша Твоя упоевающая меня, яко державна". Чаша, утоляющая жажду - есть Кровь Христа. "Державна" - значит всесильна против бесов и вечной смерти. "И милость Твоя Господи поженет мя вся дни живота моего". Была бы нам дана такая милость причащаться до конца наших дней и исправить свою жизнь, это было бы великим счастьем для нас. "Дабы вселиться в Дом Господень в долготу дний". Тень - это Дома, (Царство Небесное), приходит к нам и действует в нас уже сейчас в причастии, а после перехода в мир иной мы вселимся в Его Царство на веки вечные. Аминь.