Христос посреди нас

                                                                               

Христос посреди нас!

И есть! И будет!                                                                                                                                                                                                                                                                         

Достолюбезнейшие братья и сестры во Христе!                                              

 

 

 

     Своим долгом считаю перед Вами  искренне благодарить Вас за то внимание, которым Вы удостаиваете нас. И  от души желал бы  быть Вам полезным в приношении  посильной лепты для Вашего «Душеполезного чтения», изложенного в данном письме.

    У нас с Вами опять есть возможность пообщаться и опытно на деле познать сокровище своей веры. Вера спасающая познаётся не умом, а сердцем. К сердцу я и буду направлять свои слова. А вы постарайтесь их вместить, потому что можно быть и учёным, и Библию всю выучить наизусть, а опытно так и не узнать своей веры.


     Мы живём в трудное, смутное  время. Многие теряют способность понимать суть духовной жизни. Широкой мутной волной разливается в жизни практическое язычество. Представляете, каково должно быть служение пастырское в наше время?       

     Последнее время мы много говорили с Вами о Рождестве Христовом.  Но давайте ещё раз посмотрим, что было дальше. Заглянем глубже в своё сердце.

    Мы знаем, как родившегося Христа встретила человеческая холодность, и человеческая злоба, и ненависть. Когда Спаситель должен был родиться, Его Матерь, сопровождаемая Иосифом, стучалась во все двери, и никто двери не открыл. В деревне Вифлеемской не оказалось нигде ни одного места для них.

     Нам это сейчас, вероятно, особенно понятно, ощутимо, когда мы думаем о бесчисленном количестве людей, выброшенных из своих домов, потерявшихся, по разным причинам оказавшихся на улице. Эти люди нигде не могут причалить, им некуда идти, их никто к себе не зовёт. 

    Теперь мы можем себе представить, как Божия Матерь, готовая разрешиться, искала места, где бы ввести в мир воплощение Сына Божия. Но у всех людей были свои заботы, всем было хорошо дома, было светло, было тепло, было сытно. А если кто был бедняком, тому не хотелось разделить с чужими людьми ни своей хижины, ни своего хлеба.

 

     Вспоминается случай: перед поступлением в семинарию на приходе я исполнял послушание алтарника. Домой добирался обычно пешком. Но вот в один день после службы что-то сильно разболелся и решил доехать на транспорте. Зашёл в автобус, и оказалось, что на билет не хватило несколько копеечек. Конечно, меня попросили выйти, и пришлось добираться домой из последних сил. Тогда я понял, что по нашим земным законам, если у тебя не хватает этих нескольких несчастных «железок», то ты можешь умереть на улице от воспаления лёгких или ещё от чего-то. Вполне возможно, что и Божию Матерь не пустили в гостиницу из-за отсутствия достаточного количества динариев. Мы знаем, что Иосиф и Иисус никогда не были богатыми.       

     Мы научились очень странному и страшному слову «чужой». Никто не хочет сказать другому человеку: «Ты здесь свой, ты мне родной потому просто, что ты человек, и ты мне ближний потому просто, что у тебя есть нужда, а у меня есть возможность твою нужду облегчить.                                                

    В то время, когда Дева Мария встречала тот же ответ - идите дальше, для вас здесь места нет – ни один человек не почуял ни человеческой жалости, ни духовного трепета и ужаса о том, что у его двери находится Сама Матерь Божия. А в это время мудрецы с края света путешествовали в  поисках Христа. Они Его нашли в пещере, потому что искали истину. И ещё нашли Христа пастухи, потому что в простоте сердца поверили слову ангельского благовестия.    

     Человеческая простота, чистосердечие, и человеческая мудрость  нашли  Христа. Всё, что было между этими крайностями,  прошло мимо Него. Мудрыми нам быть не дано; но очищать своё сердце, открывать его, следовать своему сердцу – дано  каждому из нас, каждый может это сделать. Удерживает нас лишь страх, себялюбие, как удерживал жителей Вифлеема страх: что будет? Вот войдёт в их жизнь, в их хижину этот мужчина, эта женщина, ожидающая ребёнка, стеснят, чего доброго – останутся; и что будет дальше?

     Так и мы поступаем по отношению к Богу вообще. Расскажу случай, происшедший осенью. К нам приехали на приход трудники поработать во славу Божию. Все расходы по содержанию я взял на себя. Трудность была лишь в том, чтобы разместить их, предоставить жильё. В селе есть пустующие дома. Мы обращались к хозяевам за хорошую плату пустить их временно в качестве квартирантов; и представьте себе – никто  не согласился. Так и говорили: «Боже упаси, чтобы кого-то пустить», или «Не дай Бог, кто-то ещё будет там жить», «Нам никого не надо, мы не нуждаемся».

     Дело в том, что мы легко обращаемся к Богу, когда нам нужно; но открыть, широко распахнуть дверь сердца, дверь жизни своей нам страшно: что если Его приход будет концом всего того покоя, строя, который мы с таким трудом создавали и создаём? Что если Он потребует от нас, чтобы мы всерьёз приняли жизнь, чтобы мы всерьёз поверили, что Он Господь, что Его пути  должны быть нашими путями, Его мысли должны стать нашими мыслями? Что если Господь разметает весь наш порядок, который нам так дорог, порядок, порой, мёртвый, безжизненный, но порядок,   в котором нам привычно и удобно стало жить, без глубоких чувств, без сильных переживаний, без всякой особенной мысли, живя, как живётся – только бы защищённой жизнью.

 

 

      И вот Христос в самую ночь Своего рождения нам показывает, что ради нас, чтобы нас освободить от плена, в который мы отдались, Он избирает свободно полную незащищённость, изгнанничество. Соглашается ещё до Своего рождения быть названным  чужим  и  лишним,  готов  быть  отброшенным,  исключённым, готов Себя

отдать. И этим Он делается как бы, по земному говоря, свободным миру. Миру, который Его не принимает, Он ничем не обязан. Он этому миру может говорить правду. Те, кто прислушиваются к Нему, делаются Его друзьями, потому что Он говорит всё о Божиих путях, о Своём пути и о наших путях.                          

     Подумаем обо всем, о чём я сейчас говорил: о Боге, о Его неизмеримой красоте и Его неизмеримой любви. Подумаем и о том, как бы каждый из нас мог эту благодарность выразить в условиях своей жизни, своего возраста, своего здоровья, своего положения, во всех условиях жизни, которые Его окружают; как из этой жизни сделать радость Богу, радость людям и спасение.  

 

Храни всех Вас Господь.

 

 

                   

Иерей Сергий, с. Туркуши.

                              

                                                    Февраль 2008 года.

 

 

                                       

 

                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

PS  


                    

     Наверное, многие будут со мной согласны, что просветительская деятельность – нужное и полезное дело. Созидание храмины Духовной не менее важно, чем созидание церквей и проведения строительных работ. По совету Святых подвижников нужно и то делать и этого не оставлять. 

     Если кто пожелает внести посильную лепту в распространении Слова Божьего, то просим направлять свои пожертвования по нашему адресу.

 

    Из земной жизни Господа нашего мы знаем, что Его окружал небольшой круг людей, которые услышали в Его голосе правду, в Его словах узнали правду. В знак благодарности к Богу и пастыри    доносят до людей в проповеди Божию правду о жизни, истину о Боге и о человеке, и об их взаимном отношении, и о том, что надлежит делать человеку, который в гармонии с Богом, который Богу стал своим снова.

   Я не хочу произносить слов, что  обязанность пастыря перед Богом и людьми заключается в том, чтобы заниматься просветительской, благотворительной и другой какой деятельностью, выпускать печатную продукцию, искать для этого спонсоров и т. д., хотя об этом много говорят последнее время. Холодное слово «обязанность» означает    связанность, оно значит – несвобода   поступать иначе; а наша радость именно в том, что мы свободны так поступать. И о милосердии также сказано у Апостола, что добровольно дающего – любит Бог.

     Мы знаем, что многие Апостолы оставили после себя послания. Святыми отцами составлены книги и поучения. «Во всю землю разошлось вещание их, и в концы вселенные глаголы их!» Хотелось бы, чтобы и наша с вами жизнь стала сплошной благодарностью, воплощенной  в наши мысли, в наши сердца, в нашей воле, в каждом нашем действии. Пусть Слово Божие растёт и умножается и наполняет землю и помогает нам, нашим близким и всем людям найти дорогу к храму, дорогу к Богу.                                             

                                                                                 Аминь.