История храма 1 часть

 

 

 

 

 

 

Чудо Архистратига Божия Михаила!  

 

    Многими чудесами прославился Архистратиг Михаил уже с сотворения мира. Христиане почитают грозного Архистратига за его верность Богу и всегдашнюю борьбу с силами зла.

 

     Все мы нуждаемся в помощи Архистратига Михаила, чтобы победить в себе остатки языческого идолопоклонства, своей непримирённости с теми трудностями, которые приходится всем нам преодолевать. 

      Архангел Михаил всегда оставался верным Богу. Когда бывший Ангел Денница восстал против Бога, грозный Архистратиг явился защитником величия и славы Божией. Денница был высшим из Ангелов, и само имя его означало светоносный. Но увлечённый самомнением и окрылённый своей могучей силой, он предался гордости. Гордость в его сердце росла и усиливалась, наконец, Денница возмутил некоторых Ангелов, и вместе с ними пошёл против Бога и объявил Богу  войну.

     Архистратиг Михаил собрал Небесные Силы и воззвал к ним: «Вонмем, станем добре пред Сотворившим нас и не помыс­лим супротивного на Сотворившего нас!»

     Большинство Ангелов остались верными Богу и с ужасом отвергли Денницу. А мятежники перестали быть Ангелами света и сделались ангелами тьмы. Правосудием Божиим они были из­гнаны с Неба. Денница, ставший дьяволом, возненавидел всех созданий Божиих и стал сеять на земле зло и учить злу людей. Подчинившиеся ему ангелы стали бесами, исполнителями его преступной воли.

 

 

История одной церкви.

     С какой бы стороны ни вошёл путник в село Туркуши, неминуемо взору его откроются взметнувшиеся ввысь купола церкви, построенной в честь Архистратига Михаила. 

     Ведал строительством некий Морев, который родился, вырос и дожил до старости в Туркушах.

    Для строительства церкви постоянно нужны были деньги, и Морев собирал подаяния не только в Туркушах и близлежащих селах, но и далеко вокруг. Благое дело не оставляет равнодушными ни бедных, ни богатых. И не раз поэтому стучались в окно его дома с приношением пожертвования, в большинстве случаев это были целые килограммы медяков, но иногда жертвовали и серебро, и золото. Принимала пожертвование на строительство храма супруга Морева – Екатерина, или Катенька, так её попросту называли в селе.  

    На правом берегу Лемети, у подножия Псарной горы, была вырыта большая глубокая яма, в которой гасили известь для раствора. Для крепости соединения Морев велел добавлять в раствор яичный белок, яйца собирали несколько раз в день по Туркушам и соседним сёлам.

    Хотелось построить Мореву церковь из красного кирпича, да привозить его не дёшево станет. И задумал хозяйственный Туркушский мужик открыть при церкви маленький заводик по выпуску кирпича. Благо недостатка в глине и песке не было, да и сараюшка, и простенькое оборудование нашлось. Этот мини-завод работал на протяжении всего времени строительства церкви. Вся церковь построена из кирпича собственного производства.

    На строительстве церкви работали в большинстве своём жители Туркуш и жители близлежащих сёл, а вот все металлические изделия: решётки на окна, петли, ограда и остальные работы по металлу – были выполнены вачскими кустарями, далеко в округе славившимися своим мастерством.    

  Строительство колокольни несколько затянулось, так как немногие соглашались носить на такую высоту раствор и кирпич. Но и тут выручила Морева простая житейская мудрость, тонкое знание психологии русского мужика, и вот далеко по округе разнесся слух: каждому кто отнёс наверх 10 кирпичей, старик Морев наливает чарку водки.

Подпись: Подножие псарной горы    Стали сходиться к стройке со всех сёл любители выпить. Каждому одевалась на шею «беседка» (доска с привязанной к ней верёвкой) на неё клали 10 кирпичей, и  доброволец поднимался наверх, а когда такой смельчак спускался вниз Морев лично выдавал обещанное. Вскоре строительство колокольни и храма было окончено. 

  

     Большую помощь при строительстве церкви оказывал Мореву Яков Данилович, или Яшенька по-уличному. Был этот старичок совсем слепым. Весь народ поражался: как мог слепой один ходить то в Вачу, то в Выксу, то в другие сёла за подаянием. Был всегда с ним лишь один провожатый-его посох. 

    Старожилы села рассказывают, как однажды девочка лет 6-и спрашивает Яшеньку: «Яша, как же ты ходишь, ведь у тебя глазки не видят?» Он отвечает ей: «Настенька! да впереди меня клубочек катится».

    Всех в селе знал Яшенька в лицо: как зовут и чьего рода. Был этот старец прозорливым. Со всей округи шли к нему люди лечить зубы, возвращать неверных мужей, спрашивали, как отыскать потерянное, приходили также и по многим другим надобностям. Помощь получали те, кто искренне верил, а сомневавшимся говорил, что он ничего не знает.

    Жил старец за речкой в маленькой избушке, день и ночь в его домике горела лампада пред образом иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

    В его домике также жила полная невысокого роста женщина, которая однажды пришла к нему излечиться от слепоты, да так и осталась в благодарность за помощь. Она и стала вести его нехитрое хозяйство, прозывали её Слепухой. 

     Какая сила помогала Яшеньке зимой и летом переходить через речку Леметь -  никто не знал, но вскоре после завершения строительства церкви был построен мост с перилами с обеих сторон, чтобы хоть как-то облегчить старцу жизнь. Умер Яков во время Великой Отечественной войны.

    И вот тёплым весенним днём 1916 года Михайло Архангельская церковь была освящена и состоялась первая служба. Первым батюшкой стал отец Венедикт Покровский, но он был уже в преклонных годах. Вскоре назначен был на этот приход его зять, отец Михаил Малицкий, а старенький батюшка, отец Венедикт, остался жить рядом с церковью в крестовом доме из четырёх комнат. (Сейчас на этом месте стоит клуб и библиотека.) Семья священника держала хозяйство – корову, овец, кур, огород. Имя матушки неизвестно, помнят её маленькой, сухонькой, согнутой годами.

Подпись: Могилка Якова     Вспоминают люди трагическую судьбу одного из членов семьи Малицких, Александра, учителя церковно-приходской школы, которая располагалась в то время на псарной горе. Был Александр небольшого роста, худощавый, необыкновенно добрый. Как-то вечером он проверял тетради в служебной комнате и случайно задел головой низко висевшую лампу – «молнию». Керосин вспыхнул и Саша сгорел заживо.

 

 

   Похоронен он на сельском кладбище, но добрые дела его и любовь к людям не были забыты. На его могилке стоял красивый резной крест, сделанный руками местных умельцев.  

Подпись: Магазин, построенный о. Михаилом работает и по сей день.   Молодой батюшка Михаил был высокого роста, хорошо сложен, прекрасно образован. Он быстро построил большой дом на Курмыше (часть села), обзавёлся хозяйством, посадил сад, огород. Построил большое кирпичное здание почти напротив своего дома, в котором открыл магазин. Торговали всем: лаптями, корзинками, продуктами питания и многим другим. Торговля шла бойко, и вскоре был надстроен 2-й этаж, полностью уничтоженный при пожаре в 1926 г.

      Вместе с отцом Михаилом жила его жена, матушка Татьяна, высокая, стройная, красивая женщина, добротой своей покорившая сердца местных жителей. Не имея своих детей, батюшка с матушкой растили племянников Сергея и Тамару.

   Матушка занималась с детьми и исправно вела своё большое хозяйство. Делала необходимые распоряжения работникам. Сама заготавливала соления на зиму, варила варенье из фруктов собственного сада, что по тем временам было большой роскошью. Также матушка наряжала сельских девушек-невест на венчание. Многим из них она надевала свой «увал» (красивый свадебный головной убор из восковых цветов спереди и длинной фатой сзади).

     Сергей и Тамара выросли и уехали из села. Дальнейшая их судьба неизвестна.

В 1932 г. отец Михаил был раскулачен и вскоре сослан, вместе с ними были раскулачены зажиточные мужики Кулдаев, Карлин, Молявин, которые вернулись примерно через год. 

     Матушка Татьяна после ареста отца Михаила некоторое время жила в своём доме, а потом уехала куда-то к родственникам. На этом месте стоит дом           Карлина Е. Г. а магазин напротив работает до сих пор.

    Вместо отца Михаила необходимые службы – отпевание, крещение, венчание совершал старый 80-ти летний батюшка из Измайловки.

   В 1923 г. умер главный строитель церкви, бессменный её староста со дня открытия, старик Морев. Похоронен был он с большими почестями в церковной ограде за алтарной стеной, где к его могильному холмику и кресту вскоре прибавился ещё один, Покровского о. Венедикта. 

Подпись: Могилки за алтарной стеной.За оградой стоит клуб. На этом месте стоял дом о. Венедикта.    А о дальнейшей судьбе нашего храма я расскажу вам в следующем письме.

 

 

 

О жизни прихода.

 

 

     В этом году закончилось строительство часовни в честь Святой и Животворящей Троицы. Она поставлена на правом берегу реки Леметь, рядом с кладбищем, на месте, где жил Яков Данилович.

     На территории храма разровняли почву, покрыли её чернозёмом, рассадили цветы. Постоянного огородника у нас нет. Следить за чистотой и порядком некому, но, тем не менее, все равно, стало намного лучше, чем было раньше. Цветы нам напоминают о том Рае, в котором жили наши прародители Адам и Ева.

     Господь напоминает нам по-разному, что всё, что мы имеем, дано нам Богом и не является нашим навсегда. Всё может быть отнято у нас, кроме любви. А любовь – это то единственное, что мы можем давать, всё остальное можно отнять у нас силой.    

     Господь нас смиряет, и это нужно принять.     Надо всем нам учиться на обыденном уровне, на уровне повседневной жизни исполнять заповеди Христовы. Всякий, кто терпит малейшую несправедливость со стороны другого человека, может прощать или отказать в прощении. Но это обоюдоострый меч; если не простим, то и сами не получим прощение. Прощение, это тот момент, когда мы берём наше спасение в свои руки, ибо что бы ни делал Бог, всё зависит от того, что делаем мы.

     Думая о нашем человеческом существовании, мы убеждаемся, что все мы крайне бедны и обездоленны, ибо, что бы мы ни имели – это никогда не наше, как бы богаты мы ни казались.

     Когда мы стараемся ухватиться за что-либо, то очень скоро убеждаемся, что не можем этого удержать. Наша жизнь не коренится ни в чём, кроме державного творческого слова Божия, которое вызвало нас из небытия в бытие.

     Господь посещает всех нас болезнями и скорбями.

     Несомненно, многим сегодня трудно. Наш путь к Богу подобен пути Израильского народа из земли Египетской в землю обетованную. Если мы возьмём с собой из Египта свои обиды, свою ненависть, свои жалобы, то и в земле обетованной мы останемся рабами. Быть способным сказать «прости, как я прощаю» – очень трудно, это одна из величайших проблем жизни, но невозможно принадлежать Царству, если в сердце продолжает жить непрощение.  

     Рабу есть, где приклонить главу. Он обеспечен пищей, у него есть общественное, хотя и низкое положение. Он под защитой, за его существование отвечает хозяин. Быть рабом хоть и унизительно, и горестно, но все же какая-то форма защищённости, тогда как состояние свободного человека – состояние предельной незащищённости. Поэтому, всем, кому сегодня трудно, надо брать свою судьбу в собственные руки, и если наша свобода будет корениться в Боге, мы обретём иную защищённость, уверенность совершенно иного порядка. 

     Нужно оставить в земле порабощения всю свою рабскую психологию, всю свою стяжательность, жадность и горечь, тогда мы будем способны перейти на другой берег. После этого мы окажемся в палящей пустыни, потому что превращение раба в свободного человека требует времени. Израильский народ 40 лет ходил по пустыни, прежде чем Господь его допустил в землю обещанную, где течёт мёд и молоко, где всё в изобилии. Нам так же всем надлежит многое пройти, шаг за шагом, прежде чем мы станем чадами Царства Небесного, и станем способными идти навстречу к  тем, которые ещё в пути, или кто ещё не начинал идти. Аминь.

 

     Призываю на всех вас Божие Благословение и покровительство Архангела Михаила.

 

Иерей Сергий.

 Сентябрь 2009 г.