Престол 2010 часть 2

Дорогие о Господе благодетели

 

Сердечно благодарим Вас за помощь.

 

 

 

Прошёл праздник, Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных.

 

Всем вам молитвенно желаю Ангельского покровительства и заступничества Небесного Воеводы.   

 

     Архангел Михаил одержал победу над дьяволом, супостатом в высшей небесной области, и Люцифер, он же дракон, низвергнут с небес в преисподнюю. Сниде диавол, имея ярость великую, ведый, яко время мало имать.

     Враг спасения рода человеческого устремился на возмущение и разрушение земных обществ разнообразным оружием неверия, ложной философии, забвения о душе и о будущей жизни, беззаконий и злодейств.

 

     С чего же всё началось? С наших прародителей. Человеку была дана заповедь не вкушать с древа познания хорошего и лукавого и хранить рай. От кого? От лукавого. А почему не нужно было вкушать запретных плодов? Человек может, и не отведав греха, стремиться только к доброму и хорошему и всё больше возрастать в святости. Не получил человек пользы, когда познал свою наготу, то есть, что он обманут  дьяволом. Господь предостерегал Адама и Еву: «В день, когда вкусите – смертью умрёте».   

     Дьявол, он же клеветник, решил прельстить Еву и шипением своим заглушил в ней звучание заповеди – «не умрёте, но станете как боги». Наши прародители не устояли в верности Богу, и произошло грехопадение. Что толку от того, что глаза у них открылись? Что они увидели, узнали? Они поняли, что грех разбил целостность  их отношений со всем окружающим миром и Живым Богом. И всё потому, что прародители послушали змия, а не Бога.   

     Вот так же и сейчас Древний Змий шипит с экранов телевидения и средств массовой информации, хищные взгляды и голоса постоянно твердят: «Не умрёте, не умрёте», «грешить можно», «Что заповеди, заповеди… ну не умираете же!?», «можно, всё можно». Обманутое человечество всё дальше заходит в тупик.  

    Самим нам без помощи Божией врага нашего спасения не одолеть. Не будем слушать и вступать в разговор с греховными помыслами. В борьбе с грехом к нам посылается помощь от Ангелов. Ангелы Божии одолели темную силу первых бунтовщиков, и сатана вместе с прочими бесами, как молния, ниспал в ад.

     Будем же чаще призывать в молитвах Архангела Михаила, Предводителя всех небесных сил бесплотных, и он не замедлит послать свою небесную помощь в преодолении зла прегордого Денницы.  

 

 

Поучение после больших пожаров и продолжительной засухи

 

    Хорошо, дорогие мои, лето! Тепло и приятно оно, - особенно хорошо оно своим голубым небом, красным солнышком, всякою зеленью, разными цветами и Божьими птичками, которые летают и поют, прославляя Творца Своего. По истине дивна дела Господни, вся премудростью сотворил Он. Но и в эту лучшую пору года есть тревожное, и для многих весьма тяжелое, - это случающиеся преимуще­ственно в это время страшные пожары, которые уничтожают у человека всё необходимое и дорогое: и дом, и хлеб, и скот, и одежду, нередко храм Божий и самого человека.

      В последнее время так часто происходят пожары в селениях, что не проходит и одного дня без того, чтобы не видели где-либо на стороне днем, утром или вечером дыма, а ночью зарева. Случается, что в одну ночь два, три и более пожаров. Грустно от этой картины тяжело, тревожно за себя, за своих и жалко этих несчастных, над которыми видишь это зарево.  

    Чистосердечно сознаемся, что в нас самих, в нашей порочной и неразумной жизни, кроется главная причина частых пожаров.

 

     Когда праведный Судия Небесный посылает за грехи людей на землю эти страшные бедствия, святая Церковь для умилостивления Господа установила совершать усердные молебствия. Священнослужители и народ со св. иконами выходят из храма на площади, на реки, на поля, показывая тем, что мы отпадшие от Бога должны смиряться и помышлять, что недостойны святого места, рая и небес и всего того, что дано нам от Бога.   

    Страшные засухи ведут  большие несчастия для народа: голод, страшные пожары, тяжкие повальные болезни. Поэтому Святая Церковь, болезнуя о людях и о природе видимой, и желая предотвратить народные бедствия от засухи, издревле составила проследование в бездождие. Этот молебен весьма трогательный, исполненный глубочайшего сокрушения и пламенных молений. Извлечем из этого молебна хотя бы некоторые мысли.

    От чего бывают засухи и другие несчастные события в природе? Да какова жизнь и поведение людей, таков порядок и ход природы видимой. Люди грешат, нарушают порядок нравственной жизни, нарушается порядок по повелению Господа и в видимой природе. «Мы согрешили, преступив закон Твой, Господи: Ты прогневался, и заключил небо Свое, иссушил землю нашу. Но мы каемся, умоляем Тебя о помиловании: Ты же яко щедрый, Господи, умилосердись на люди Твоя, яко долготерпелив и помилуй нас».

    Вот о чем молится Церковь во время засухи. Церковь то исчисляет наши беззакония, которые бывают причиною засухи, то представляет печальную картину страждущей земли, сжигаемой солнцем, то заставляет нас глубоко раскаиваться и умолять Господа естественною Его благостью: «Мы согрешили, и тьмам смертей повинны. Ты во мгновение ока мог бы погубить нас, но это несвойственно Твоей благо­сти и человеколюбию. Все под Твоею действенною и вся содержащею рукою пребываем! Мы согрешили и до­стойно терпим наказание, но с нами вместе страждет и не­винная природа. Воззри на землю, Господи, воззри на существа одушевлённые, невинно страждущие. Виждь птиц стенание, скотов вопияние, младенческий плач, юношей вопль, старых окаянство, сирот         лишение,       вдовиц

одино­чество, убогих недостаточество, и посети землю, упои её тучными обильными дождями. Мы согрешили и прогневали Тебя, прогневалось на нас и естество водное, видя Тебя гневаю­щимся, но помяни, мы сотворены Тобой, и не забудь о немощах естества нашего, которые Ты Сам некогда воспринял на Себя. Ты Сам трудился, и подвизался, и алкал и жаждал, и пострадать изволил даже до креста и смерти. Мы со­грешили, но к Тебе единому очи возводим, яко отдоенное на матерь свою: Твое  есть слово, преблагий Владыко: просите и дастся вам, ищите и обрящете. Подаждь убо просящим ныне, Владыко

     Можно ли сильнее и настойчивее вопиять к Богу, и умолять Его, и убе­ждать, и почти требовать милосердие Его, как вопиет св. Церковь? И кто дерзнул бы так громко возвышать голос пред грозным и праведным Судиею вселенной, если бы Церковь сама не дала нам сего дерзновения?

     Во время больших засух мы часто слышим эти трогательные и убедительные молитвы. Мы внимаем этим молитвам с коленопреклонением, но засуха продол­жается, пожары не прекращаются и моления наши часто остаются неисполненными. Отчего? На это ответствует нам молитва Церкви вопросом же: «кое добро сотворихом, да и прошения получим?»

 

    Да и какая у нас молитва, - спрашивает Василий Великий у своих современников, терпевших страшные бедствия от засухи, - вы, мужи, проводите время в куплях, а вы, жены, прислуживаете им в трудах для мамоны. Немногие остаются здесь со мною на молитве, да и у тех отяжелела голова, они зевают, непрестанно оборачиваются и наблюдают, скоро ли псалмопевец окончит стихословие, скоро ли они освободятся из Церкви, как из узилища, и от молитвы, как от неволи. А множество людей совершенного возраста и опутанные грехами живут беспечно, сво­бодно и весело ходят по городу, тогда как они-то и носят в душах своих причину зол, они-то навлекли и произвели cиeбедствие.

     Печальное и ужасное зло есть засуха земли и лесные пожары, но еще печальнее и ужаснее засуха души и сердца, огонь гнева и мщения ближним. Всё это говорит об оскудении веры в народе, любви к Богу и ближнему.

   Мало стало в нас, дорогие мои, милосердия к бедным, страждущим, нет снисхождения к согрешающим, падающим братиям нашим. Нет у нас усердия к молитве. Повсеместно идёт у нас оскудение всех добродетелей христианских, а вместо их, умножение беззаконий и бесконечный ряд других безумных страстей человеческих.

     Сей-то  сухости должны мы ужасаться, дорогие мои. Умножение беззаконий должны убегать мы, как страшного огня геенского.

     Сухость земли и пожары производят вред и пагубу временную, сухость души и сердца повергает в погибель вечную. От чего да избавит Господь Бог наш всех нас по Своему неизреченному милосердию, и ради непрестанных молений св. матери нашей Церкви. Аминь.

 

 

  

     Дорогие мои! Сегодня мы снова размышляем об экологии.  

 Часто можно слышать, что человеку поручена земля и ему велено ею обладать, управлять, но мы это представляем в виде господства, а не служения. Мы потеряли само сознание как и что должно быть. И если мы начинаем охранять природу для собственной пользы, то в определённый момент (если это будет выгодно нам) можем повернуть дело иначе.

     Человек себя вдёт как узурпатор, он хочет владычествовать над землёй и это так. В газетах пишут, что американские учёные открыли механизмы влияния на природу. Человек сам хочет управлять стихиями. Мы все ощущаем, что стало гораздо теплее, чем это было раньше. Учёные создали специальные военные установки на принципах разогрева ионосферы (верхние слои атмосферы, влияющие на распределение радиоволн). При помощи их можно менять розу ветров на больших высотах, а, следовательно, влиять на погоду, создавая предпосылки для разгона разного рода катаклизмов.

   Наверное, человек с одной стороны заигрался с природой, а с другой стороны раскачал климат Земли. Если действительно человек вторгся в Божественный промысел, то надо полагать, что отдача будет для человечества столь же масштабно Божественной.

     Теперь понятно становится библейское повествование, когда бес обещал нашим прародителям (когда соблазнял их к греху) «смертью не умрёте, но будете как боги». Это сатанинское глумление над заповедью подхвачено человеком и стало воплощаться в жизни.

     Прошу обратить внимание ещё на один момент: Господь сотворил разные деревья и плоды, приятные на вид и хорошие в пищу. И вот когда Ева уже была готова нарушить заповедь – она увидела то, чего нет на самом деле: «И увидела жена, что  древо познания доброго и лукавого приятно на вид и хорошо для пищи». На самом же деле оно не было таковым, не сказано в библии, что древо было таковым.

     Действительно, когда человек готов преступить заповедь – происходит подмена понятий, очи помрачаются и человек хорошее  называет плохим, а плохое хорошим, и таким образом ставит себя на место Бога. Дьявол нашептывал людям ещё в Раю идею гуманизма: будете как боги. Человек – это звучит гордо. Человек – высшая ценность. Наверное, мы стали забывать, что мы созданы не по подобию Божию, а только по образу.

     Сегодня очень важно всем нам иметь богословское обоснование отношений Бога с человеком и со всей тварью, а также роли человека как посланника Божия, как служителя Божия по отношению к твари. Это может вдохновить сначала единицы, потом большее число людей, появится какое-то движение, и тогда совместными усилиями и деятельностью мы начнём преображать экологию.

 

     Конечно, любое доброе дело должно быть укоренено в Боге, и должно быть свободно от тщеславия и тогда оно принесёт плоды. С другой стороны, если человек

живёт категориями добра, поступает по холодному сознанию справедливости, - в этом тоже есть правда. Делая какое-то добро, мы все приобщаемся к Абсолютному Добру.

     Человек является частицей вселенной, значит, он сродни всему тому, что материально.

Значит и Христово воплощение соединяет Господа не только с человеком, но и со всем Космосом.

 Если так себе представлять мир, то мы можем по иному, с гораздо большей реалистичностью, с уважением и благоговением воспринимать таинства Церкви. Потому что в таинствах Церкви происходит нечто изумительное.

Мы совершаем освящение плодов, освящение вод, освящение хлебов, мы совершаем освящение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни; внутри пределов Церкви это начало чуда Преображения и Богоявления; верой человеческой отделяется вещество этого мира, которое предано человеческим безверием и предательством тлению, смерти и разрушению. Верой нашей отделяется оно от этого тления и смерти, отдается в собственность Богу, и в Боге, поистине делается новой тварью.

Освящая колокол, мы просим  дать ему не только музыкальный звук, но чтобы этот звук дошел до человеческой души, и чтобы эта душа проснулась. Речь идет не только о том, чтобы освящать вещество: воды, масло, хлеб, вино и так далее, но чтобы все это могло быть принесено Богу в дар от нас, и чтобы Господь этот дар принял и влил в него Свою преображающую силу.

Это очень важно в центрально нашем понимании вселенского, всеохватывающего значения воплощения Христова. Это относится и к слову; ведь не только колокол звучит и обновляет души, но слово человеческое звучит и обновля­ет – или убивает, души. Если слово мертвое, оно убивает, если оно живое, оно может дойти до человеческих глубин и там разбудить возможность вечной жизни.

Подумаем об этом; мы не призваны поработить природу, мы призваны её освободить от плена  тления и смерти, и греха, освободить её и вернуть в гармонию с Царством Божиим. И поэтому станем вдумчиво, благоговейно относиться ко всему этому тварному, видимому нами миру, чтобы мир достиг своей славы, и чтобы через нас все сотворенное вошло в радость Господню.

 

Храни вас Господь.

иерей Серий.