Экономический и экологический кризис

 

Дорогие о Господе!

 

 

 

 

 

     Тема нашего разговора сегодня будет о кризисе. Последнее время всё чаще можно слышать разговоры о наступившем экономическом кризисе. Поэтому считаю своим долгом обсудить с вами эту тему. Как бы ни было всем нам сложно (в этот период испытаний) мы должны вместе пережить это трудное время и не оставлять друг друга без поддержки и прежде всего поддержки духовной. 

     Причины экономического кризиса (выражаются в нехватке средств для финансирования экономики) находятся, конечно же, в духовной сфере. Отказ от Заповедей Божиих, стремление жить по стихиям мира сего, а не по Христу, привели многие страны к полному распаду семьи, пропаганде одних лишь удовольствий и развлечений, вместо созидательного труда. Легализация наркомании, пьянства, алкоголизма, противоестественных человеческих отношений, добровольного ухода из жизни – всё это нравственная ржа, разъевшая человеческое общество, в границах какого государства оно бы ни находилось.

 

     Дело в том, что мир сейчас стал настолько един, что недостаточно говорить о том, что надо в одном месте делать и этим решить вопрос существования или вырождения народностей, которые на этой территории живут. Сейчас то, что происходит в одной стране, действует или положительно или отрицательно на другую.

     На языке вертится вопрос: что нам сейчас делать? Есть вещи, которые мы можем делать. Если какое-то число людей, не отдельные люди, а масса, возьмётся за дело, это уже какое-то движение, и если какая-то масса людей за что-то борется, то большей частью это распространяется и выражается в правах, законах, привычках. Но всё это движется очень медленно, и успеем ли мы проснуться, пока нас не застанет смерть, это дело другое. Хотя сознание постепенно пробуждается. Причём, сознание у людей пробуждается больше не оттого, что им рассказывают, а оттого, что они воочию видят. Сейчас мы дошли до такой степени, когда очень много видно. Не где-то там за морем что-то случилось – везде можно видеть: здесь и на побережьях всей Европы.      

     Вместе с тем финансовый кризис имеет вполне материальное выражение. Никто не хочет заниматься натуральным хозяйством. Расчетливости хватает только на то, чтобы выгодно купить и продать. Из-за этого падает производство, разваливаются целые организации, простаивают предприятия, десятки и сотни тысяч людей теряют работу либо отправлены в неоплачиваемые отпуска. Вследствие этого наступает кризис.           

      Кризис – слово греческое, которое значит, в конечном итоге, суд. Критический момент – тот, когда ставится под вопрос все прежнее. Понятие кризиса как суда очень важно: это может быть суд Божий над нами, это может быть суд природы над нами – момент, когда природа с негодованием, возмущением отказывается с нами сотрудничать. Это может тоже быть момент, когда мы должны себя самих осудить и во многом осудить за свою алчность и лукавство. Мы сами себя привели к духовному кризису, затем  экологическому и, наконец, к экономическому.

 

 

     Мы должны поставить перед своей совестью вопрос о том, что мы за последние полстолетия сделали с нашей землей.  Суть его не в том, что нам выгодно, чтобы земля была плодородна  и все происходило бы на ней как можно лучше, а в том, какова наша нравственная ответственность перед миром, Богом сотворенным по любви и с любовью, миром, который Он призвал к общению с Собой. Разумеется, каждая тварь общается с Богом по-иному, однако нет такой твари, которая с Богом не может иметь какого-то общения, иначе понятие о чуде было бы невозможно. Когда Христос приказывает волнам улечься, ветру успокоиться (Мк. 4:35 – 41), это говорит не о том, что у Него есть некая магическая власть над природой, а о том, что живое слово Божие каким-то образом воспринимается всяким Его творением и всеми Его стихиями.

     Кроме понятия о суде, которое содержится в слове кризис, есть в нём еще другое понятие. То же самое слово, которое мы произносим как «кризис», суд над собой, на китайском языке значит «открывшаяся возможность», и это очень важно. Понятие суда говорит о прошедшем, но когда ты себя оценил, когда ты оценил положение, в котором находишься, когда ты произнес суд над собой, следующий шаг – идти вперед, а не только оглядываться назад. Действительно, в момент суда человек заглядывает глубоко в свою совесть, всматривается в то, что он совершил и лично, и коллективно как человечество, и дальше думает, куда идти. И в тот момент, когда мы начинаем думать о будущем, мы говорим о возможном.

    Мы не дошли еще до такого момента, когда нет ни возврата, ни пути вперед. Когда никакого пути не будет ни в прошлое, ни вперед – наступит конец мира, то есть наступит кризис в полном смысле этого слова. Тогда придёт антихрист, который пообещает «спасти» человечество, но это окажется последней ложью дьявола и наступит Страшный Суд. Но до этого пока мы не дошли, но всё же приближается момент, когда всё совершится.

      А теперь мы должны подумать о том, что мы все ответственны за что-то в этом мире, в этой природе, в которой живем. Мы все отравляем землю, отравляем воздух, все мы принимаем какое-то участие в разрушении того, что Бог создал. И поэтому хорошо бы нам задуматься над тем, какова связь между Богом, сотворенным Им миром и человеком. А также задуматься, какова связь между самими людьми. Не бывает ли часто, что среди самих людей проявляется  ненависть,  вражда, жадность, обман, убийство и клевета. И всё это в конечном итоге приводит к кризису.

     Злоба человеческая может наполнить всю природу и весь мир злобой, милость же человеческая может преобразить весь мир и всю природу милостью. Всё находится во власти Бога и свободной воле человека. На этом я и хочу остановить ваше внимание. Хоть неумело, но всё же хоть что-то сказал на тему кризиса.

    

 

 

С любовью о Господе

иерей Сергий Пятков.