Михайло-Архангельский листок Январь 2018

№1

Михайло-Архангельский листок

 

 

 

 

 

 

Дорогие о Господе читатели!

Сердечно поздравляю Вас с праздником Светлого Рождества Христова, Новым Годом и праздником Богоявления!

     Хотелось бы написать пару слов о том, что нам даёт то Рождество, которое мы так торжественно сегодня отмечаём. Это событие совершенно иное, несопоставимое ни с какими другими событиями в жизни человечества.

     С чем связано Рождество Христово? Что оно нам даёт? Почему без него нельзя было обойтись? Вот на эти и другие вопросы нам надо ответить, чтобы понять главное. 

     Господь воплотился. В плане наших мыслей и идей произошло нечто невероятное. Бог не просто взял и одел на себя человеческую личину, но соединился с человеческой природой, то есть с телом и душой. При этом нисколько не изменил природу человека, и Божественная природа осталась прежней.

 

     Неужели Сам Бог соединился с человеческой природой? Нет. Соединилась с природой человека вторая ипостась, Логос, (по-русски сказать – Слово), именуемое Сыном Божьим. Христианство нам говорит о триедином Боге. Такой идеи не было ни в одной религии, а о понятии Боговоплощения тем более. Это остаётся загадкой, и непонятно для обычного человека. Понятия Троичности Божества и Боговоплощения – это уникальный факт в религиозной и философской мысли мира. Ничего подобно раньше не было. Есть языческие повествования о принятии богами разных форм: дождя, человека, дракона и т. д., примерно, как это делают артисты. Боги меняют маски, но это же не на самом деле. Что значит принять тело человеческое? Это значит подвергнуться всем стихиям этого мира, – страданию, болезни и, в конце концов, самой смерти.  Языческие боги на это не пойдут.

1

    Христианство утверждает, что вторая ипостась соединилась с природой человеческой неизменно, навсегда соединилась, не слилась с ней, не образовало что-то третье, вроде полубога или получеловека, но оставила неприкосновенно и то, и другое, и в тоже время оставаясь нераздельно от человека и неразлучно. Это учение Православное, но другие христианские вероучения говорят немного по-другому, и там происходит стирание границ.

     Нам говорят: "Не все ли равно, как верить. Все религии ведут к одному и тому же". К чему одному и тому же, об этом никто не говорит? Толерантность (терпимость к др. конфессиям) должна проявляться в плане психологическом и нравственном. Мы уважаем убеждения людей, это право свободы каждого. Но это не значит что мы принимаем эти убеждения. Когда акцент переносится на то, что любое убеждение даёт одинаковые плоды, то здесь возникает большая опасность. Одному ли Богу все поклоняются? Вот вопрос.

     Христианство открыло ряд истин, которые мы не найдём во всей истории человечества дохристианской эпохи. Их просто нет. Такого, например, учения, как о спасении, тоже нет ни у одной религии.          

      Господь пришёл в мир "нашего ради спасения". От чего Он нас спас? От греха? Значит, нет на нас грехов? Они прощены? Почему тогда в нас ничего не поменялось? Как до прихода в мир Спасителя, так и после Его прихода мы остаёмся прежними. Мир наш разве стал лучше?  

     Первый человек был создан Богом безсмертным, но, согрешив, был изгнан из Рая на землю. Грех Адама заключается не в том, что он съел яблоко, а в том, что он захотел сам стать богом. Если человек бог, тогда Бога нет. После грехопадения человек стал смертным. Что такое стать смертным? Представьте, как меняется человек, когда вдруг узнаёт, что его дни сочтены. Когда он внезапно заболел, или ему зачитали смертный приговор,  тогда вся жизнь у человека меняется.

     После греха Адама поврежденность и смертность передается нам по наследству. Мы подвержены всем стихиям. Некогда человек, обладавший полнотой свободы, стал сжат в рамочки температурные, питательные и прочие условия. Это происходит не потому, что мы виновны за грех Адама, а потому что мы причастны его природе. "Смерть вошла во всех людей".  

  

    Зачем приходит в наш мир Сын Божий? Иногда ошибочно считают, что Господь пришёл снять с нас эту вину. Это неверно. Господь пришёл, чтобы воспринять на Себя нашу смертную, тленную, болезненную природу, не будучи причастным греха. Каким образом? Он родился от Пречистой Девы и наитием Святого Духа, поэтому наследственная удобопреклонность ко греху на Него не перешла, а только телесные немощи. Мы видим, какая была тяжесть на молитве в Гефсиманском саду, а о крестных мучениях и говорить не приходится.

     Что сделал Христос? Через Свои страдания исцелил в Себе нашу природу тленную и больную и воскрес из мертвых в другой природе и плоти - безстрастной, нетленной, безсмертной. "Через Себя и в Себе Он обновил естество человеческое", – пишут Максим Исповедник и другие святые отцы. Не вину взял на себя и не оправдал нас, как будто нас Бог Отец обвинял в чём-то. Отец Бог Сам возлюбил мир и отдал Сына Своего.

    Если Спаситель только в Себе исцелил нашу природу, а не в нас, то нам какая от этого польза? Апостол называет Христа новым Адамом. Это значит что Он родоначальник нового человечества. От Земного Адама рождаемся мы тленными, но можем родиться и во Христе. Каким образом? Сознательно, через веру, правильную жизнь и принятие крещения, В крещении первородный грех не прощается, поэтому мы не становимся как первый Адам безсмертными и нетленными. Прощаются личные грехи, если человек приступает с верою. Что тогда происходит? Человек в крещении получает семечко новой благодатной природы (как пишут святые отцы) восстановленной и обновлённой Христом. Семечко – это не яблоня, с которой можно снимать спелые плоды. Человек, получив это семя, может взращивать его праведной жизнью, а может "каким был, таким и остаться". Если в меня положили семя, как в каменный мешок, то никаких изменений со мной и не произойдёт. Если человек живёт праведной жизнью, то семя вырастает в дерево и приносит плоды. Это произошло с теми христианами, которых принято называть Великими святыми в нашей Церкви. Вот, что жертва Христова принесла человеку и чему мы можем приобщиться. Вот, что значит Он "избавил нас от греха". Как?  Автоматически? Нет! Думаете, три раза окунули и всё – грех Адама прощён? Как ловко! Один согрешил, а другой всех простил. Нам даётся только семечко, чтобы не нарушить свободу человека.

   Человек сам должен решить: нужно ему спасение или нет. Сам трудись. Вот путь, заповеди, учение и примеры из жизни святых.

Спасение – это акт свободный. Как грешим свободно, так и спасаться нужно свободно, а не насильно.

     Кому даётся семя Христово в крещении? Кирилл Иерусалимский пишет: "Если ты лицемеришь, (то есть человек говорит, что верит, а на самом деле ему сказал кто-то, что надо креститься или крестить кого-нибудь, вот он и пришёл) то люди(священники) тебя крестят, а Дух святой крестить не будет". Кому хочется так креститься?

     Марк, подвижник, говорит: "Твёрдо верующим Дух Святой тотчас даётся по крещении, неверным же (которые по обычаю крестятся) и зловерным и по крещении не даётся" Люди думают, что главное покрестить, и всё будет в порядке. Но крещение – это не магия. В магии главное, что сделать. Мы думаем, что трижды окунули в воду и никуда Дух Свяятой не денется, В Христианстве нужна настоящая вера, убеждение, что ты принимаешь христианство как истину. Духа Святаго невозможно насильно принудить сойти на неверного.

     В Таинстве крещения, с чем мы имеем дело? В крещении человек может получить семя благодатной новой жизни, но при каком условии? Не при условии священнодействия, а при условии веры и твёрдого намерения жить по-христиански. Если этого нет, то, что происходит? Апостол Павел пишет: "Тот, кто недостойно причащается, то в суд себе ест и пьет. От того многие из Вас болеют и умирают". Это сказано о причащении тех людей, которые без покаяния и веры приступают к чаше. Это предупреждение относится к любому таинству, и ко крещению прежде всего. "Не дадите Святыни псам, и не мечите бисера перед свиньями". Кто это такие свиньи и псы? Разве для свиней есть святыня? Для них хоть креститься, хоть причаститься – ничего особенного, соберутся и пойдут. Разве могут свиньи разбираться в жемчуге или бриллиантах? Да плевать они хотели, им давай другое... Нужно быть крайне осторожными, когда сами подходим к таинству, или другим советуем. Напротив, если человек с благоговением, верою и решимостью жить по-христиански подходит к таинствам, тогда то благодатное семя, данное в крещении, начнёт возрастать и приносить прекрасные плоды духа. Из этих плодов 1-е место занимает любовь.

Любовь распространяется ко всем. Это не то, что только своих люблю, а чужих нет, а именно ко всем. Радость проявляется ко всем, кого встречаешь. Из даров Святаго Духа даётся мир. Мир -     это отсутствие расстройства, терзания и тому подобного. Эти плоды – великое благо для самого человека и окружающих его.

     От человека зависит, начнётся в нём процесс спасения или нет. Никакого носильного спасения не будет. Согрешил добровольно, добровольно и спасайся. В этот мир мы рождаемся стихийно, а духовное рождение происходит добровольно. Вот для чего Господь пришёл к нам. "Кто веру имеет и крестится, спасен будет", а не наоборот, кто крестится, а веру иметь собирается потом. Господь ждёт нашей воли, сердца и разума: "Дай Мне, человек, твоё сердце, – говорит Господь, "Увидел ли ты, человек, в чём твоё благо, где истина и подлинная красота?"

     Таинство – это вспомоществующее средство ко спасению, а не входной билет в Царство Божие. Человеку самому нужно понять, что ему нужен Спаситель. Сам он без Бога не способен стать тем, кем он должен стать. Мы же понимаем, что есть образ прекрасного человека. Стремление к этому и принятие всех таинств, начиная с крещения, приводит меня к вере во Христа, и тогда происходит процесс обожения человека.         

    Бог спасает нас не без нас. А мы хотим, чтобы Он без нас спасал нас. Мы хотим, чтобы за нас кто-нибудь помолился или что-нибудь сделал. Господь для нашего Спасения со Своей стороны сделал всё. Он разрушил врата ада. Нет теперь этой тюрьмы. Пути и двери открыты, но тебе нужно проявить свои усилия, труд и волю. "Царство Божие силою берётся. Только тот, кто употребляет усилие, входит в него". Только при этих условиях может быть усвоена та жертва, которую принес за нас Христос. Бог без нас не может спасти нас, и мы без Бога не можем спастись. Господь поставил нас с Собой в равные условия и призывает: "Вы боги и сыны Вышнего все". Оказывается, мы призваны к богоподобному, сыновнему достоинству. И дай Бог, чтобы это было всегда с нами. Аминь.


 

 

 

 

P S

    Из земной жизни Господа нашего мы знаем, что Его окружал небольшой круг людей, которые услышали в Его голосе правду. В знак благодарности к Богу и пастыри доносят до людей Божию правду о жизни, истину о Боге и о человеке, и об их взаимном отношении, и о том, что надлежит делать человеку, который Богу стал своим снова.

   Пусть Слово Божие растёт, умножается, наполняет землю и помогает нам, нашим близким и всем людям найти дорогу к храму, дорогу к Богу.                                            

______________________________________________________________________________________________

Михайло-Архангельскиё Листок.

МРО «Православный Приход церкви во имя Архистратига Божия Михаила

с. Туркуши, Ардатовского района, Нижегородской обл.».

Адрес:

Нижегородская обл. Ардатовский р-н, Село Туркуши, ул. Береговая, 214 "а" (индекс 607130),

телефон 8-910-398-8-398

Ответственный за издательство листка

Помощник благочинного Ардатовского округа по миссионерской деятельности

протоирей Сергий Пятков. 

Сайт прихода: Туркуши-храм рф.

Выпуск 1-й январь  2017 г. Тираж ограничен.

Материалы доработаны и переложены на письмо из лекций

профессора А. И. Осипова и других современных богословов и проповедников. 

Листовка содержит слово Божие, поэтому просим не использовать её в хозяйственных нуждах.

Лучше передайте для чтения другим.

Михайло-Архангельский Листок издаётся по благословению

Преосвященнейшего Варнавы, епископа Выксунского и Павловского.

Боголюбивые братья и сестры во Христе! Наш издательский отдел нуждается в материальной поддержке. Если кто может, внесите посильную лепту в распространении Слова Божия.