О встрече

 

Дорогие о Господе

благодетели!

 

 

 

Сердечно благодарим вас за милосердие и любовь.

 

      Мы  с  Вами  уже  настолько  знакомы,  что  уже  готовы  посмотреть  друг  другу  в  глаза,  мы  друг  другу  открыты,  и  очень  важно  сохранить  наши  простые  человеческие  отношения.  Несомненно,  все  наши  человеческие  отношения  нужно  беречь, они  могут  сыграть  решающую  роль  в  абсолютных  событиях  нашей  жизни.

       Мы  с вами друг  друга  заметили. Я  глубоко  благодарен  Вам  за  эту  встречу.  Нужно  сознавать,  что  встречи  в  нашей  жизни  могут  перерастать   в  чудо  встречи  с  Самим  Богом,  только  нужно  научиться  это  видеть.


       Мы  бесконечно  благодарны  Вам  за  все,  что  Вы  для  нас  делаете.   В  этом  тёмном,  холодном,  жестоком  мире  очень  много  безразличия  и  вдруг  происходит  чудо…  Подумайте  о  себе:  много  ли  случалось  у  Вас  на  пути  людей,  которые  Вас  замечали  в  минуту,  когда  вам  это  нужно  было,  когда  у  Вас  было  горе,  когда  была  нужда?  Мы  постоянно  встречаем  людей  -  и  не  видим  их,  не  слышим  их  и  проходим  мимо

     Увидеть  человека  и  услышать  его  -  значит  признать  за  ним  право  на  существование.  Чтобы  понять  человека  нужно  посмотреть  на  него      не  по  отношению  его  к  нам,  а  по  отношению  к  нему  самому,  увидеть  человека  в  нём  самом:  каков  он,  что  он. Такой  взгляд  будет  безотносителен. Наша  встреча  с  Вами  продолжается,  продолжается  встреча  с  Богом,  продолжается  встреча  людей  перед  Богом  и  людей  вне  Бога. И  эта  тема  универсальна.

        На  земле  часто,  поскольку  мы  не  любимы,  поскольку  мы  друг  для  друга  чужие,  мы  стараемся  существовать  ограниченно,  то  есть  в  самих  себе.  Часто  старшие  по  должности   смотрят  на  нас  только  лишь  с  тем,  чтобы  увидеть,  есть  ли  в  наших  глазах  их  отражение  или  нет.  Утверждают  своё  существование  по  принципу:  я  -  не  ты!   Господь  призывает  нас  к  любви.  Любить  значит  увидеть  другого  человека  и сказать:  «Он  драгоценнее  меня  самого.»  Господь  наш   создал  человека  по  великой  Своей  любви.  И  как  это  ни  странно -  Бог  верит  в  человека.  И  мы  должны  принести  в  мир  уверенность,  что  Бог  не  напрасно  создал  людей,  что  Он  в  каждого  человека  верит  и  надеется  на  каждого  человека.

    Теперь  перейдём  к  следующей  теме.  Очень  часто  люди  делятся  в  письмах  о  том,  что  времени  ни  на  что  не  хватает,  мы  ничего  не  успеваем  сделать.  И  мне  хотелось  бы  поговорить  на  эту  тему.     Особенно тем,  кто  живёт  в  мегаполисе,  очень  трудно  молиться,  на   это  просто,  как  и  на  многое  другое,  не  хватает  времени. Мы  куда-то  спешим.  Мы  все  находимся  во  власти  времени,  но  время  тут  ни  при  чём.  То, что  время  течёт,  и  то, что  мы  куда-то  спешим,  -  две  совсем  разные  вещи.  «Спешить»  это  внутреннее  наше  состояние;  действовать  быстро,  точно,  метко  -  это  дело  совсем  другое. Особенно  в  Москве  на  вокзале  часто  можно  заметить  следующую  картину,  например,  какой-то  человек  несет  два  чемодана  да  ещё  три  кулька  и  страшно  спешит,  а  движется  при  этом   как  улитка.  Или  когда  находишься  в  метро,  то  можно  обратить  внимание  на  то,  как   кто-то  старается  обмануть  и    обогнать  само  время  -  такой  бежит  по  эскалатору.  Поспешность  заключается  в  том,  что  человек  хочет  быть  на  полвершка  перед  собой:  не  там,  где  он  находится,  а  всё  время  чуть  впереди.  И  пока  человек  так  живёт,  он  молиться  не  будет,  потому  что  тот  человек,  которого  здесь  нет,  не  может  молиться,  а  который  есть  здесь,  не  молится.

 

     Мы  живём,  словно  настоящего  нет,  знаете,  как  бы  перекатываемся  из  прошлого  в  будущее.  А  настоящее  -  это  то  мгновение,  когда  перекатываемся;  и  на  деле  оказывается,  что   единственное  реальное  мгновение  -  это  теперь,  теперь  я  весь  тут.  А  если  подумать  о  жизни  вообще  -  мы  не  под  «своей  кожей  живём», а  расползлись  во  все  стороны  вожделениями,  желаниями,  дружбами,  враждами,  надеждами,  устремлениями  -  чем  хотите.

   Под  кожей  остаются  только  внутренние  органы,  но  человек  весь  вне  себя,  как  выплеснутая  из  кадки  какая-то  жидкость.  И  вот,  когда  мы  собираемся  молиться,  нужно,  прежде  всего,  вернуться  «под  кожу».  Нужно  учиться  «останавливать  время».  Можно  предложить  простое  упражнение:  когда  нечего  делать,  когда  время  есть,  сядьте  на  пять  минут  и  скажите  себе:  я  сейчас  сижу,  ничего  не  делаю,  и  делать  ничего  не  буду  в  течение  пяти  минут. Я  только  есмь (я есть)  Попробуйте  проделать  это,  если  есть  возможность,  прямо  сейчас.  И  Вы  увидите,  что  это  удивительное  чувство,  потому  что  мы  очень  редко  обнаруживаем,  что  «я  есмь»,  мы  почти  всегда  ощущаем  себя  как  часть  какого-то  коллектива  и  частицу  к  окружающим.  Вот  попробуйте. Если  Вы  научитесь  в  течение  пяти  минут  быть совершенно  в  настоящем  времени,  ни  в  впереди,  ни  позади  и  нигде,  а  тут,  Вы  познаете,  что  значит  «быть».                                                                                                                                                                                                                                                                                 

   Мы  все  очень  заняты  своими  и  общественными   делами.  Нам  постоянно  некогда…  Просто  «голова  раскалывается»  от  забот;  сердце  болит  от  переживаний,  что  мы,  по  долгу  службы,  не  успеваем   уложиться  в   установленные  сроки  с  делами.  Нагрузки  и  требования  возрастают  всё  больше  и  больше;  «петля  затягивается»  всё  туже  и  туже.  Сил  не  хватает, нервы  напряжены.  И  когда   Вам  внушают,   что,  если  Вы  ЭТО  не  успеете  сделать  -  мир  не  устоит,  всё  начнёт  рушиться,  мироздание  поколеблется  -  вспомните,  что  без  Вас  уже  две  тысячи  лет  христианство  существует,  не  говоря  уже  о  вселенной,  которая  давным-давно  существует  до  нас  -  и  отлично  существует.  Нужно  учиться  «останавливать  время»  в  такой  момент,  когда  оно  не  стоит,  когда  застоя  нет  никакого.  Для  этого  в  момент,  когда  Вы  заняты,  скажите: «Теперь  стоп,  я  высвобождаюсь  из   своей  занятости…  Например,  я  читаю  письмо  с  увлечением,  но  после  этого  абзаца  я  остановлюсь, откинусь  на  спинку  кресла,  буду  молчать  и  не  посмею  думать  ни  о  чём   полезном,  движущемся.» 

     Время  сейчас  очень  тяжёлое  и  просто  от  всего  «голова  идёт  кругом».  Святые  отцы  пишут  о  необходимости  пребывать  в  сердцевине  своего  бытия,  то  есть  в  безмолвии,  в  отсутствии  молвы.  Это  чрезвычайно  важно,  попробуйте,  или  слишком  поздно  поймёте,  что  время  проходит,  а  мы  ещё,  как  будто  и  не  жили,  потому  что на  это  просто  не  было  времени.

 

 

Храни Вас Господь!  

протоиерей  Сергий.