О встрече
Дорогие о Господе
благодетели!
Сердечно благодарим вас за милосердие и любовь.
Мы с Вами уже настолько знакомы, что уже готовы посмотреть друг другу в глаза, мы друг другу открыты, и очень важно сохранить наши простые человеческие отношения. Несомненно, все наши человеческие отношения нужно беречь, они могут сыграть решающую роль в абсолютных событиях нашей жизни.
Мы с вами друг друга заметили. Я глубоко благодарен Вам за эту встречу. Нужно сознавать, что встречи в нашей жизни могут перерастать в чудо встречи с Самим Богом, только нужно научиться это видеть.
Мы бесконечно благодарны Вам за все, что Вы для нас делаете. В этом тёмном, холодном, жестоком мире очень много безразличия и вдруг происходит чудо… Подумайте о себе: много ли случалось у Вас на пути людей, которые Вас замечали в минуту, когда вам это нужно было, когда у Вас было горе, когда была нужда? Мы постоянно встречаем людей - и не видим их, не слышим их и проходим мимо
Увидеть человека и услышать его - значит признать за ним право на существование. Чтобы понять человека нужно посмотреть на него не по отношению его к нам, а по отношению к нему самому, увидеть человека в нём самом: каков он, что он. Такой взгляд будет безотносителен. Наша встреча с Вами продолжается, продолжается встреча с Богом, продолжается встреча людей перед Богом и людей вне Бога. И эта тема универсальна.
На земле часто, поскольку мы не любимы, поскольку мы друг для друга чужие, мы стараемся существовать ограниченно, то есть в самих себе. Часто старшие по должности смотрят на нас только лишь с тем, чтобы увидеть, есть ли в наших глазах их отражение или нет. Утверждают своё существование по принципу: я - не ты! Господь призывает нас к любви. Любить значит увидеть другого человека и сказать: «Он драгоценнее меня самого.» Господь наш создал человека по великой Своей любви. И как это ни странно - Бог верит в человека. И мы должны принести в мир уверенность, что Бог не напрасно создал людей, что Он в каждого человека верит и надеется на каждого человека.
Теперь перейдём к следующей теме. Очень часто люди делятся в письмах о том, что времени ни на что не хватает, мы ничего не успеваем сделать. И мне хотелось бы поговорить на эту тему. Особенно тем, кто живёт в мегаполисе, очень трудно молиться, на это просто, как и на многое другое, не хватает времени. Мы куда-то спешим. Мы все находимся во власти времени, но время тут ни при чём. То, что время течёт, и то, что мы куда-то спешим, - две совсем разные вещи. «Спешить» это внутреннее наше состояние; действовать быстро, точно, метко - это дело совсем другое. Особенно в Москве на вокзале часто можно заметить следующую картину, например, какой-то человек несет два чемодана да ещё три кулька и страшно спешит, а движется при этом как улитка. Или когда находишься в метро, то можно обратить внимание на то, как кто-то старается обмануть и обогнать само время - такой бежит по эскалатору. Поспешность заключается в том, что человек хочет быть на полвершка перед собой: не там, где он находится, а всё время чуть впереди. И пока человек так живёт, он молиться не будет, потому что тот человек, которого здесь нет, не может молиться, а который есть здесь, не молится.
Мы живём, словно настоящего нет, знаете, как бы перекатываемся из прошлого в будущее. А настоящее - это то мгновение, когда перекатываемся; и на деле оказывается, что единственное реальное мгновение - это теперь, теперь я весь тут. А если подумать о жизни вообще - мы не под «своей кожей живём», а расползлись во все стороны вожделениями, желаниями, дружбами, враждами, надеждами, устремлениями - чем хотите.
Под кожей остаются только внутренние органы, но человек весь вне себя, как выплеснутая из кадки какая-то жидкость. И вот, когда мы собираемся молиться, нужно, прежде всего, вернуться «под кожу». Нужно учиться «останавливать время». Можно предложить простое упражнение: когда нечего делать, когда время есть, сядьте на пять минут и скажите себе: я сейчас сижу, ничего не делаю, и делать ничего не буду в течение пяти минут. Я только есмь (я есть)… Попробуйте проделать это, если есть возможность, прямо сейчас. И Вы увидите, что это удивительное чувство, потому что мы очень редко обнаруживаем, что «я есмь», мы почти всегда ощущаем себя как часть какого-то коллектива и частицу к окружающим. Вот попробуйте. Если Вы научитесь в течение пяти минут быть совершенно в настоящем времени, ни в впереди, ни позади и нигде, а тут, Вы познаете, что значит «быть».
Мы все очень заняты своими и общественными делами. Нам постоянно некогда… Просто «голова раскалывается» от забот; сердце болит от переживаний, что мы, по долгу службы, не успеваем уложиться в установленные сроки с делами. Нагрузки и требования возрастают всё больше и больше; «петля затягивается» всё туже и туже. Сил не хватает, нервы напряжены. И когда Вам внушают, что, если Вы ЭТО не успеете сделать - мир не устоит, всё начнёт рушиться, мироздание поколеблется - вспомните, что без Вас уже две тысячи лет христианство существует, не говоря уже о вселенной, которая давным-давно существует до нас - и отлично существует. Нужно учиться «останавливать время» в такой момент, когда оно не стоит, когда застоя нет никакого. Для этого в момент, когда Вы заняты, скажите: «Теперь стоп, я высвобождаюсь из своей занятости… Например, я читаю письмо с увлечением, но после этого абзаца я остановлюсь, откинусь на спинку кресла, буду молчать и не посмею думать ни о чём полезном, движущемся.»
Время сейчас очень тяжёлое и просто от всего «голова идёт кругом». Святые отцы пишут о необходимости пребывать в сердцевине своего бытия, то есть в безмолвии, в отсутствии молвы. Это чрезвычайно важно, попробуйте, или слишком поздно поймёте, что время проходит, а мы ещё, как будто и не жили, потому что на это просто не было времени.
Храни Вас Господь!
протоиерей Сергий.