Пасха 2014 -3
Дорогие, милосердные,
наши помощники и благодетели!
Шлём низкий Вам поклон, сердечно благодарим за оказание помощи нашему храму!
Приходская жизнь развивается
лишь благодаря Вашей помощи!
С Божией помощью мы с Вами прожили еще несколько недель, и у нас снова появилась возможность пообщаться и прислушаться друг ко другу. Услышать друг друга людям мешает грех. После вавилонского столпотворения, когда Бог смешал языки за гордыню людей, люди с трудом стали понимать друг друга, и это происходит даже с самыми близкими людьми. Ребёнок не слышит своего родителя, а родители не слышат своих детей, потому что они смотрят на них свысока, на уровне своих лет, всё это происходит потому, что нет Христа в нашей жизни. В нас нет внутреннего диалога друг с другом, и какие бы мы внешние доводы и аргументы не приводили, всё равно человек останется глух к нашим словам, потому что мы сами себя не слышим. Чтобы нам лучше понять друг друга, будем с вами говорить не на человеческом языке, а на ангельском о самых главных христианских понятиях: "Как смириться и как покаяться".
Трудно даются дни, если видеть цель своего пути в Боге, потому что в тебе живёт грех. И этот грех пытается разорвать человека на части и погубить. Когда нам становится трудно идти дальше, тогда приходит Божия помощь и любовь Христова. Любовь Христова, она и не уходила никуда, нам было просто не до неё. У нас было много сил, планов, мы торопились, бежали, и вот человек упал, разбился, и ему стало больно, душа покрылась мраком, и тогда Господь становится ближе, потому что кроме Него никто нас не поймёт и не поднимет.
Мы строим нашу жизнь при помощи человеческого участия, сочувствия и понимания, поэтому она так хрупка и непостоянна. Мы находим себе друга и нам кажется, что он нас никогда не предаст, всегда поддержит, но это неправильно, поддерживает нас только Бог. Если мы ищем в человеке источник силы и любви, то этот источник рано или поздно пересохнет. Даже если в человеке живёт благодать Божия, мы всё равно устремляемся к Богу, дающему такую благодать, потому что если в этом же человеке проявится грех, то благодать перестанет орошать его сердце, это каждый ощущает на себе.
Грех незаметно вкрадывается в сердце человека. Например, кому-то на работе выдали премию, вроде бы и слава Богу, но в нас проявляется какая-то обида: "Мы-то больше потрудились, а нас не заметили, мы больше требуем внимания, а нам его не уделили". Если такие чувства приходят - значит грех живёт в нас.
Какими нам надо быть, чтобы радоваться человеку, у которого всё идёт как надо в то время, когда у нас ничего не получается и всё рушится. Это есть свобода, о которой говорит апостол Павел: "Радоваться с радующимися и плакать с плачущими". Глядя на себя, мы понимаем, почему мы не святые с вами сейчас. Хотя мы можем сказать, что мы не грешим: "Делаем всё своими руками, ни у кого ничего не отнимаем", но в нас живёт грех, и нам надо держать его на виду, чтобы он не стал той плитой могильной, которая придавит нас.
Одна раковая клетка может распространиться по всему организму и человек умрёт, так и в духовной жизни. Мы не можем сказать, что в нас нет греха. Зачастую мы с вами не можем грех изжить из себя, но мы должны бороться с ним и каяться. Куда ни глянь везде грех, и он вылезает из тебя.
Человека привлекает корыстная заинтересованность, но сделать что-то для Бога - это было бы действительно чудо. Не каждый сможет для Бога что-то отдать, даже если он захочет, потому что Бог принимает только чистую жертву. Мы захотим одной рукой что-то отдать, а сами можем засомневаться, другая рука скажет: "Нет, не надо, оставь лучше себе". Вроде бы люди хотят как-то потрудиться и что-то сделать для храма, но у них не получается, потому что нужно всё делать в духе смирения, послушания и любви. Отдать что-то для Бога у нас может не получается потому, что Бог не желает этого принять от нас. Самая большая жертва Богу - это "дух сокрушен и сердце сокрушенно и смиренно..." Приходит бизнесмен в храм и говорит: "Что я могу сделать для церкви?" Ответ может быть только один: "Покайтесь". По сути дела сам человек без Бога ничего не может, а с Богом всё можно: и осёл будет говорить мудрые слова, и камень может ожить, и мёртвые будут благовествовать. Мы видим это по своей душе. Вроде бы мёртвая душа, сердце каменное и вдруг приходит жизнь и сила Божия, и мы можем сказать человеку доброе слово, но это не мы говорим, это Бог говорит через нас, и мы это не присваиваем себе.
У нас возникают тысячи вопросов: "Как вымолить сына или мужа? Что нужно сделать чтобы не разрушалась семья? Как сделать так, чтобы люди увидели друг друга и не оттолкнулись? Куда поехать, к какой святыне ещё надо прикоснуться?" Но ведь Бог уже всё сказал. Царство Божие внутри нас, поэтому никуда не нужно бежать. Нужно в сердце углубляться. В сердце человек находит весь мир. И молитва за весь мир начинается с молитвы за одного человека. Мать молится за ребёнка Богу, говоря: "Господи как хочешь, но только спаси Его, чтобы он не погиб для вечной жизни". Это великое дерзновение. Может быть Бог хочет забрать его, а она не препятствует в этом. Если мы так будем молиться о себе и своих близких: "Не дай мне (нам) погибнуть", тогда совсем другим становится наше восприятие Бога и мира. И в вере православной нам открывается уже не внешняя завеса, а внутренняя, о которой мы раньше и не подозревали. Человека не интересуют тогда какие-то цифры, буквы, шестёрки, штрихи, - всё это становится немыслимым, потому что уровень восприятия становится не внешним, а совершенно другим.
Апостол Павел говорит, что он может пойти в капище и есть там идоложертвенное, и это ему не повредит, потому что "идол в мире - ничто". Но если это соблазняет немощного брата, то делать этого не надо, чтобы не соблазнить брата. "Я язвы Господа ношу на теле своём", - пишет апостол, но это не те язвы, которые у стигматов появляются от медитации, эти язвы у него были внутренние на сердце.
Жалуется человек на то, что болеет у него ребёнок. Ему кто-то сказал, что навели порчу на сына, и родители эти доводы принимают. Получается, что сами родители не виноваты, они хорошие, а вот эти негодяи, злодеи и колдуны навели порчу. Вот наше восприятие этого мира. Мы с вами говорим об ответственности, не о том, что мой ребёнок больной, а том, что: "Все люди кругом больные в этом мире, и в этом виноват я, потому что я плохо молюсь, потому что я грешу, недолюбливаю кого-то. Зло в мире прибавляется от моих грехов". Вот понятие православное об этом мире. Нужно начинать родителям учиться доверять Богу, тогда по их вере, через покаяние может подняться и выздороветь их сын или дочь, а так они будут искать виноватых в соседях или родственниках. Вместо того, чтобы покаяться и помочь ребёнку, грех начинает умножаться, озлобление растёт на окружающих.
Исповедь наша превращается в одни жалобы, можно написать целую книгу жалоб в которой мы жалуемся Богу на свою жизнь: "Я каюсь, но меня не понимают и отталкивают, тело моё и душа болит, меня все мучают". Редко сегодня можно услышать признание: "Я виноват, я причиняю боль и люди страдают вокруг меня".
Не смотря на то что мы не умеем каяться из-за своего упрямства, все равно Господь нас принимает и даёт силы в надежде на то, что когда-нибудь мы все-таки покаемся и изменимся. Может быть человеку придётся причащаться до сотни раз, или до конца своей жизни, и только один раз он сможет по-настоящему покаяться. Из тысячи слов только одно слово можно услышать покаянное. Чтобы сознательно увидеть себя и Бога в своей жизни и свою вину, нужно осветиться внутри, нужно увидеть свет, против которого мы уже грешить не захотим. Покаяние наше должно помогать нам благодарить Бога, потому что мы каемся Богу, который нас видит, любит и понимает.
По мере нашего духовного возрастания наш путь за Христом меняется, потому что меняемся мы, меняется наша вера и восприятие Бога, меняются люди, которые рядом с нами, мы уже не мыслим свою жизнь без Бога. Если вычеркнуть церковь из нашей жизни, то что останется? Ничего не останется, жизни уже не будет, потому что всё остальное незначительно, а многие живут этим и борются за своё место под солнцем.
Почему мы с таким трудом приходим в разум истины? Мы запутались, ходя по дорогам этого мира. Мир расправляется с теми, кто идёт за Христом. Крест и голгофа уготовлены нам. Внешние гонения отчасти закончились на Церковь, но мир старается подточить человека и Церковь изнутри.
Из-за нерадения нашего - христианство пытаются сделать чем-то земным, хотят чтобы оно растворилось в этом мире, стало придатком государства. Это неправильно. Царство Божие не от этого мира. Высшее познание Бога - это Сам Христос. Высшее откровение Бога - это откровение Его любви к нам и ко всему миру, и большего для нас и нашего спасения ничего быть не может, только люди по-разному принимают это откровение и это познание.
Если мы останемся с памятью о Боге, то мы уйдём в вечность ко Христу. Если наша память о Боге прервётся и мы будем думать только о земном, о человеческой правде, то мы можем навсегда остаться без Бога. И когда душа будет выходить из тела, она не взлетит к Богу от тяжести грехов, и её закопают в вечную яму. Всё предельно просто, чтобы придти к Богу не надо никаких пропусков, проходных, аттестатов или экзаменов. Господь зовёт нас: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас". Дьявол строит стены и роет рвы, говоря: "Нет, невозможно тебе спастись?"
Мы приходим на исповедь и как нам измениться когда мы гордые, обидчивые? Мы каемся и снова возвращаемся на свои грехи. Господь говорит: "Только веруй и изменишься". Действительно, если отбросить сомнения и трудиться, то постепенно всё меняется. Если всё поменяется сразу, то мы не выдержим и погибнем в гордости, поэтому Господь не даёт сразу ничего.
Праведники страдают от греха, который в них живёт. Из притчи о Страшном Суде мы читаем, как праведники по правую сторону поставленные, удивляются словам Спасителя: "Приидите, унаследуйте Царство уготованное Вам..." В смирении своём они будут отвечать: что мы ничего не делали хорошего, а Господь им скажет: "Я видел ваши души, вы не хотите быть лицемерами". Грешники, поставленные по левую сторону услышат слова: "Отойдите от Меня..." Они будут оправдываться и говорить: "Мы же всё исполняли и всё сделали как надо, мы должны получить царство небесное". А Господь ответит: "Не знаю Вас, откуда вы". И это Божий суд, а не человеческий. Результат этого суда происходит противоположно человеческому ожиданию.
По-своему нам уже ничего сделать нельзя, нам нужно просить помощи у Бога устоять и не забыть, что мы с вами христиане, и в нас живёт живой Бог, Христос. Мы святые частицы Церкви Христовой, и наша жизнь - это путь к святости и воскресению из мертвых. Господь говорит: "Кто не будет есть Его тело и пить Кровь, тот не будет иметь жизнь вечную". Соединиться с Богом - это значит раствориться в любви Христовой и подчинить свою жизнь заповеди о любви.
Надо себе признаться, что без Бога мы мертвы, но Господь может нам дать жизнь вечную. Сегодня мы учимся принимать то, что происходит с нами как путь и необходимая борьба за наше безсмертие.
С благодарностью к Вам.
Недостойный протоиерей Сергий.