Протоиерей Сергий Пятков провёл встречу с читателями в Туркушской сельской библиотеке на тему «Эзотерика и её влияние на человека».

17 апреля в сельском клубе была организована беседа с читателями об отличии эзотерики от христианства. Очень редко, кто задаётся вопросом о смысле жизни. У человека чаще проявляется любопытство ко всему тайному, хотя это пользы ему никакой не приносит. Причина в том, что наши богословы и миссионеры не имеют надлежащих сведений о том, как  предупредить и уберечь людей от подобного рода явлений. 

Протоиерей Сергий рассказал, что изначально человек обладал всеми дарами, которые мы можем видеть у святых людей, а также особо одарённых. После грехопадения произошло помрачение человеческого сознания и всех его свойств. В результате разрыва единства с Богом, источником жизни, все таланты и свойства оказались закрытыми в значительной степени, но иногда они проявляются: кто-то становится философом, другой поэтом, иной спортсменом, а кто-то экстрасенсом. По какой причине что у кого открывается, мы не знаем, это тайна.  

Приобретение и развитие особых способностей возможно при помощи йогических практик, которые сегодня набирают большую популярность, хотя церковные каноны это запрещают и предупреждают об опасности. Приобретаемые мистические способности развивают в человеке тщеславие и гордыню. Развиваются они незаконным путём, подобно вору, который перелезает через забор. При помощи медитации у человека происходит соприкосновение с разными мирами и силами. Задача духовных практик Индуизма – вмесить в себя вселенский разум. Заканчивается это всё полной потерей своей индивидуальности. Если соляную куклу бросить в океан, то она растворяется. К тому же движутся и любители эзотерических направлений. Аскет йог впадает в состояние саматхи («прозрения»). Время от времени человек выходит из этого состояния. Затем ресурсы человека истощаются, и он уже не может выйти из этого состояния и достигает предела. Такие люди часто сходят с ума, повреждаются психически.

Существует законный путь постижения тайн этого мира и отчасти мира духовного. Этот путь пролегает через приобщение к Богу. Здесь Сам  Хозяин открывает дверь. Дары исцелять болезни, предвидеть будущее даются святым людям. О таких великих святых мы можем прочитать в книгах, они могли пользоваться особыми дарами без вреда для себя, потому что путь к святости лежит через глубокое смирение, трезвое осознание, кем они являются на самом деле. Святые люди при этом не теряют своей индивидуальности, наоборот, происходит  раскрытие личности. Красота Божия сияет в них и озаряет светом любви окружающих. Святые люди, в отличие от разных знахарей, видят полностью всего человека и говорят ему только то, что ему полезно знать. Если будет полезно для человека, то могут попросить Бога об исцелении больного, но если болезнь необходима и полезна для человека, то это будет им также открыто. Многие из святых подвижников просили Бога отнять от них эти дары, потому что считали себя недостойными их иметь и опасались возгордиться.

В эзотерике всё совершенно наоборот. Человек сам желает и стремится к обладанию сверхспособностей, демонстрирует их, гордится тем, что он становится все выше, просветлённей и лучше. Лечение такими людьми подобно слепому хирургу, который вместе с язвой может вырезать или повредить здоровый орган. Он видит только малый лучик, а не всего человека. После обращения к таким людям появляются новые болезни и проблемы. Люди открывают целителю свою душу, а он входит в грязных сапожищах, разбрасывая и оставляя после себя глину и навоз. Назовёт причину несчастий, например, это тебе сделал родственник или сосед, чтобы посеять вражду и ненависть между людьми. Святой человек никогда такого не скажет, он подскажет, за какие грехи Господь мог попустить случиться несчастью, чтобы люди могли покаяться и примириться с Богом. 

Слушателей заинтересовал вопрос: как относиться к бабкам, которые лечат молитвами, имеют святыни и ходят в храм, и можно ли ездить на отчитку? Иконы и молитва – это всего лишь наживка, обман. Кажется, что читается молитва, а на самом деле происходит кощунство. Бабка на самом деле не молится Богу об исцелении души от страстей и даровании спасения страждущему, а только слова произносит, а не саму молитву. Сама же при этом настроена против Бога. Иоанн Касиан Римлянин рассуждает так: «Многие развращённые умом и совершенно отрекшиеся от веры именем Господа творят великие знамения и чудеса». Можно, оказывается, произносить имя Господа, а на самом деле не обращаться к Нему. Нечто подобное может происходить и при отчитке одержимых. Святые люди никакой  отчиткой не занимались. А сейчас такое встречается: изгоняют бесов по расписанию в такое-то время.

Антоний Великий даже из кельи не вышел, когда его просили об исцелении, сказав: «Я такой же грешный человек, как и ты.  Если веришь, что Бог может исцелить - иди в храм и молись…» Тот поверил, пошел, и дочь его исцелилась. Сами люди молиться и каяться не желают, а ищут, чтобы кто-то что-то сделал над ними. Происходит подмена молитвы и нашей веры. У преподобного Сергия Радонежского был один случай исцеления бесноватого вельможи, и то, преподобный собрал всю братию на молитву, как будто бы это произошло не по его молитве, а по молитве всей обители.

Эзотерическая сфера – это иллюстрация того, к чему приходит естественный разум, не получивший откровения Божия. Это их предел. Дальше ничего нет. Православие же имеет Священное Писание и учение о Триедином Боге и спасении.

        

Текст: прот. Сергий Пятков

Фото: Карлина Валентина Васильевна