История храма 2 часть

 

 

 

 

 


Мир Вам, дорогие о Господе!

 

Мы благодарны Богу, что наш храм построен в честь Архангела Михаила. В нашем храме поминаются о здравии и спасении все благодетели и прихожане. Пусть Архистратиг Михаил поможет всем нам в деле спасения.

 

Господь по своей любви, приставляет к каждому человеку одного из Ангелов,который становится его особенным покровителем – Ангелом Хранителем.

Но не только каждый человек, но и каждый народ имеет своего Ангела Хранителя. Ангелы, посланные Господом для охранения народов, помогают им достигать мудрых и благих целей.

Пророк Даниил называет Архангела Михаила покровителем народа Божия. С пришествием в мир Спасителя, народ Божий составляют христиане, и Архангел Михаил является покровителем, заступником и хранителем всех христиан.

Когда в России воцарилась безбожная власть, многие храмы в честь Архангела Михаила были разорены и разрушены. Наш храм постигла та же участь.

Для врагов Креста Христова особенно невыносима всегдашняя борьба Архистратига Михаила с силами зла.

Сегодня Россия возвращается к своим православным традициям, и всё больше людей считают себя православными христианами. Они посещают храмы, молятся, исповедуются, причащаются Святых Христовых Тайн, помогают ближним, жертвуют на Церковь. Помощниками и покровителями всех добрых дел во славу Божиюнеизменнопребывают – Архистратиг Божий Михаил, святые Архангелы и всё воинство Небесных Сил.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История одной церкви. (Продолжение.)

 

 

Вместо Морева старостой церкви стала Безрукова Варвара. В народе её прозывали Безпалка. Дьяконом в храме на протяжении всего этого времени был Знаменский Симеон Михайлович, также он был учителем начальной приходской школы. Жил он неподалёку от храма. Сейчас на этом месте живёт Голунов Иван Михайлович.

В 1934 г. церковь закрыли. Много событий произошло с тех пор в Туркушах. Село жило новой жизнью, приспосабливалось к новой власти, новым порядкам.

Дом Покровского отца Венедикта сделали клубом, а заведующий клубом стал Ванька Прок. (Карлин Ив. Ив.) Нужна была селу библиотека, школа и больница, но где взять средства? И задумали сельские активисты открыть в здании церкви больницу. Пошли по селу собирать подписи. Село большое больница нужна, а церковь все равно закрыта. Не знали и не ведали простолюдины, чем всё это закончится. Не один раз приходили комсомольцы во главе с Проком к старосте Безпалке, но она ключей от храма не отдавала.

И вот, весенним днём 1937 г. (или 1938г.) приехал в Туркуши представитель из райцентра и показал разрешение на открытие в здании церкви больницы. Ключи от храма Варвара отдала. Позднее в селе говорили, что она самые красивые покрывала, скатерти и платки успела из храма вынести.

Народ собрался группами у домов, но к церкви подойти боялись. Мужики курили, тихо переговаривались, бабы крестились, плакали. Вскоре из распахнувшихся настежь дверей храма коммунисты и комсомольцы начали выносить святые иконы, которые тут же стали разбивать, лики бросали в огонь, а оклады с икон Ванька велел складывать отдельно, позднее он ими будет топить в клубе печи. Вся церковная утварь была разбита и свалена в кучу. Комсомолец Карлин Иван (Блинков) и коммунист Горбунов Василий, по-уличному Тишка, перепилили цепь, на которой висело паникадило. Оно ухнуло с таким отчаянным стоном, что даже представителям власти стало не по себе. Искореженную красоту погрузили на повозку и увезли, как говорили, в райцентр.

Затем наступила очередь до иконостаса. Сначала его пытались свалить сами, но сил не хватило. Комсомолец Карлин Иван (Машинёнок) предложил свалить иконостас лошадьми. Гордая святыня была изрублена и уничтожена.

Василий Симанов выкинул из дверей летней церкви Крест с распятием Господа нашего Иисуса Христа. Среди собравшихся селян послышался ропот. Крест взял на плечи Курлов Иван и сказал: «Пойду по селу, пусть посмотрит народ, как комсомольцы издеваются над святыней», но его вернули. Крест поставили около храма, а утром креста не нашли. Куда он подевался, никто не знает.

Через несколько дней стали снимать колокола. Большой колокол во время падения ушёл в землю. Все колокола, переливчатый звон которых до слёз трогал сердца людей, были разбиты и увезены в неизвестном направлении. Так всего за несколько дней, было уничтожено красивейшее творение русского народа, оборвана нить, невидимо связующая поколения. Сельская больница, ради которой сделано это святотатство, так и не была открыта. Несколько лет после разбоя здание церкви пустовало. Затем было передано колхозу под зерносклад. В течение более сорокалет, вплоть до 1983 г. в храме хранили зерно, картофель, свеклу, солому. В 1983 г. здание церкви было окончательно закрыто и оно начало потихоньку разрушаться.

Прошло более полувека. Нельзя жить человеку без веры, как нельзя ему жить без хлеба. И вот 27 марта 1994 г. состоялось общее собрание граждан Туркуш о восстановлении церкви. Председателем собрания была бывшая учительница математики Бурдакова Мария Васильевна, давно носившая в себе мысль о восстановлении храма. Высокая, худая, 65-ти летняя женщина смогла настолько увлечь односельчан своей мечтой, что большинство из них сразу же согласились начать восстановительные работы своими силами и на свои средства.

За неделю очистили от мусора здание церкви и площадь вокруг. Сотни килограммов битого кирпича, облетевшей штукатурки и слежавшейся земли было вынесено из храма добровольными работниками. В большинстве на уборке территории работали женщины. Немного позднее наступила очередь до мужчин. В мае месяце начали вывозить лес для деревянных работ.

Бурдакова М. В. объездила бессчетное количество инстанций по нуждам храма.Вечерами она ходила по селу, собирала людей для работы, договаривалась с трактористами. Незаменимым её помощником стал Русаков Ив. Ив. Он наблюдал за общим ходом работ и сам в них участвовал.

В сентябре, закончив летние полевые работы, мужики приступили к распиловке леса. Сотни кубометров прошли через руки туркушских плотников. 28 сентября были сооружены вокруг храма леса. Теперь любому прохожему стало ясно, что церковь восстанавливается, и даже те, кто сомневался, поверили, что это великое дело будет сделано.

На протяжении всего октября велись в церкви каменные работы, ремонтировались разбитые при погроме окна, восстанавливались искрошившиеся от времени углы и многое другое. Лишь весной 1995 г. селяне приступили к высотным работам: восстановлению башен, колокольни и крыши. После этих работ, краснокирпичная красавица церковь засияла под лучами летнего солнца ярким блеском.

С начала 1996 г. интенсивно велись внутренние отделочные работы: настилали полы, красили потолок и стены. Так же сделали алтарь, иконостас и царские врата, которые украсили замысловатой резьбой. Пригодились здесь золотые руки туркушских плотников, испокон веков славившихся своим мастерством. Витые столбики, резные оклады, летящий голубь в лучах солнца над царскими вратами, – всёэто и многое другое было выполнено из дерева с большой любовью для родного храма.

Во внутреннем обустройстве церкви Русакову Ив. Ив. Помогал Кульков Н. П., Молев Вик. Ив. и многие другие.

При малярных работах по окнам и подоконникам случился казус: 4 раза штукатурка отваливалась. Неизвестно, чем бы это окончилось, не вспомни Мария Васильевна Бурдакова историю о том, что при строительстве храма в раствор клали яичные белки, – решили попробовать и помогло, штукатурка стала держаться.

6-го апреля 1996 г. состоялась первая служба. Службу проводил Крушев о. Александр.15 июля1997 г. Александр был переведён в другой приход. На смену о. Александру пришёл Саватеево. Алексей. Он служил до 23 мая 2000 г. После него приехал на приход о. Александр, он прослужил совсем немного и настоятелем был назначен на приход 24 июля 2000 г. о. Сергий Пятков.

Таково прошлое и настоящее Михайло-Архангельсой церкви села Туркуши, а каково её будущее – не знает никто. Но хочется надеяться, что больше не повториться варварство 30-х годов и серебристые кресты на куполах ещё долго будут притягивать к себе взор людей.

 

 

 

 

 

 

О прощении.

 

Сегодня мы продолжим тему о подвиге любви и прощении. Действительно, очень много можно заметить случаев в жизни, когда трудно простить. Наше сердце часто загорается желанием отомстить обидчикам, иногда просим Бога наказать наших «врагов».

Чтобы лучше понять путь Христианина, его отношение к смерти, к любви, кврагам – давайте вспомним картину распятия Сына Божия. Невозможно представить себе, что Божия Матерь или ученик Иоанн могли протестовать против того, что было явной волей распинаемого Сына Божия. Те, кто верил в Него и хотел быть единым с Ним, могли разделять его страдание и смерть, могли проходить через страсти вместе с Ним, но не могли их отвергнуть, не могли обратиться против толпы распинавшей Христа, потому что это распятие было волейСамогоХриста.

Давайте подумаем сейчас о тех людях, которым очень трудно сегодня и неспокойно.Бывают случаи, когда нам угрожают смертью или пытаются запугать, приходят в дом рэкетиры и предъявляют претензии, шантажируют, – переченьразных скорбей в современном мире можно перечислять до бесконечности. Нам, Христианам, не позволительно смущаться и бояться всего этого. Отчасти и нам на приходе посылаются такого рода скорби. Поэтому на тему скорбей было бы всем нам полезно поразмышлять, может быть, у некоторых наших читателей есть похожие трудности, и они нуждаются в слове Божьем.

Чтобы лучше усвоить тему, давайте поговорим сразу о самом высоком подвигетерпения – о мученичестве. На протяжении всей истории люди неоднократно были свидетелями преследований и не боялись, но принимали страдания, не протестуя: например, София – мать, стоявшая рядом с каждой из своих дочерей – Верой, Надеждой, Любовью, вдохновляла их на смерть. Многие другие мученики помогали друг другу, но они никогдане обращались против мучителей. Дух любви не может сломить страдание или несправедливость.

Хочу предложить вашему вниманию одну молитву, на­писанную в одном концентрационном ла­гере.

Мир всем людям злой воли! Да престанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию... Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчисли­мы сонмы мучеников...

Поэтому не возлагай их стра­дания на весы Твоей справедливос­ти. Господи, не обращай их про­пив мучителей грозным обвинени­ем, чтобы взыскать с них страшную расплату. Воздай им иначе! Возложи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли – мужество, духовную силу мучимых, их смирение, высокое благородство, их постояннуювнутреннююборьбу, непобедимую надежду, осушавшую слезы, их любовь, их истер­занные, разбитые сердца, остающиеся непреклонными и верными перед лицом самой смерти, даже в моментыпредельнойслабости... Положи все это, Господи, перед Твоими очами в прощение грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло!

И пусть мы останемся в памяти наших врагов не как их жертвы, не как жуткий кошмар, не как неотступно преследующие их призраки, но какпомощники в их борьбе за искоренение разгула их преступныхстрастей. Ничего большего мы не хотим от них. А, когда все это кончится, даруй нам жить как людям среди людей, и да возвратится на нашу исстрадавшуюся землю мир – людям доброй воли и всем остальным.

 

Для христианина умереть мучеником – это особое преимущество, потому что никто, кроме му­ченика, не сможетна Страшномсудестать перед лицом Божьего престоласудногоисказать:«По слову Твоему и примеру я простил своим палачам; Тебе нечего больше взыскать с них». Это означает, что тот, кто претерпел мученичество во Христе, чья любовь не поколебалась в страдании, тот обретает безусловную власть прощения тем, кто причинил страдания. Это применимо и на гораздо более обыденном уровне. На примере мучеников и мы должны в повседневной своей жизни исполнять заповеди о любви к тем, кто чинит нам напасти.

Представьте ещё одну картину: Израильскому народу, когда он бежал от рабства,предстояло перейти через Красное море: позади Египет, впереди земля обетованная. Мы тоже находимся на разграничительной линии между огненным испытанием и соблазном старых привычек. Перед нами стоит непреложное условие, которого Бог никогда не ослабляет. Мерой, которой вы мерите, отмерится вам; и как вы прощаете, простят вас; всё, чего вы не простите, будет удержано против вас.

Это не значит, что Бог не хочет простить; но если мы приходим, не прощая, мы сводим на нет тайну любви, мы отвергаем её, и нам нет места в Царствии. Мы не можем идти дальше, если мы не прощены, и мы не можем быть прощены, пока сами не простили каждого, кто погрешил против нас. Это совершенно категорично и реально, и определённо, и никто не имеет права считать иначе.

Прощение врагов – первая, самая элементарная отличительная черта христианина; без этого мы ещё вовсе не христиане, но всё ещё блуждаем в палящей пустыне Синайской.

Часто приходится слышать на исповеди, что не могут люди простить своих соседей, родственников и знакомых. Обида глубоко проникла в сердце и парализовала волю. Страшно наблюдать, когда человек категорично, принципиально не желает простить: «Не прощу никогда, даже если и в ад придётся пойти, все равно не прощу», – приходилось выслушивать и такое.

Действительно, на самом деле прощение – нечто очень и очень для нас трудное. То, что мы называем прощением, это часто просто испытание прощённого и счастье его. Мы нетерпеливо ждём признаков раскаяния, мы хотим видеть, что кающийся уже больше не тот, каким был. Но такое положение может длиться всю жизнь, и наше поведение как раз обратно всему тому, чему нас учит Евангелие.

Итак, закон прощения – не маленький ручей на границе между рабством и свободой: он имеет ширину и глубину – это Красное море. Израильский народ преодолел его не своими силами, – Красное море расступилось силой Божией. Бог провёл их через море.

Но для того, чтобы быть водимым Богом, надо приобщиться Божиему свойству – Его умению прощать. Бог не забывает наших плохих поступков, Он «помнит», что мы слабы и хрупки; но Он никогда не будет помнить в категориях обвинения или осуждения, это никогда не будет возведено против нас. Господь Сам понесёт наше иго вместе с нами, войдёт в нашу жизнь. Ему придётся нести больше, Крест Его будет тяжелее. Он снова пойдёт на голгофу, если мы не способны это сделать сами.

Подпись: Крестный ход на источник вмч. и целителя Пантелимона в самый праздник.

Иерей Сергий.

Храни всех Господь.