Поздравление с престольным праздником
Дорогие о Господе
братья и сестры во Христе
Есть место в книге Откровения, где Иоанн Богослов повествует нам о том, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека, оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и каждым из нас.
Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле своё призвание, мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому.Мы должны бы вдумываться в значение имён и в ту личность святого, которая нам доступна из его жизни. Ведь тот святой, в честь которого мы при крещении получили имя, не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть.
Наш храм носит имя Архистратига Божия Михаила. “Михаил” – значит «Никто как Бог».Когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой самостоятельности, тогда великий Архангел Михаил и произнес это слово, которое определило все для него: “Никто как Бог”, и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. “Никто как Бог” – в этом выразилось всё знание великим Архангелом своего Бога. Собою он открывает и нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.
Давайте подумаем, дорогие мои, о бедствиях, которые всё чаще стали обрушиваться на наш народ.
Вначале (до грехопадения людей) благословенная Богом земля не угрожала никакими бедствиями человеку: не было ни землетрясений, ни пожаров, ни наводнений и смертоносных поветрий. Не то стало после того, как согрешили первые люди. «Проклята земля за тебя»,- сказал Бог Адаму. С тех пор всё земное вооружилось против человека и поражает нас ужасными бедствиями.
Всё то, что предано проклятию, в конце концов, потерпит поражение. Человек, если бы захотел, мог бы жить благочестиво, и тогда земля в делах человека не была бы проклятой, а наоборот,… Но человек живёт в своё удовольствие, и, в конце концов, эту землю уничтожит вместе с собой, земля пострадает невинно.
В одном из писем я предлагал уже задуматься об экономическом и экологическом кризисах. Наверное, эту проблему нужно ещё раз рассмотреть.
Мы всё больше осознаём необходимость беречь природу и предотвратить разрушение животного и растительного мира. Мы потеряли сознание, что весь мир – как бы живой организм по отношению к Богу. Мы не можем говорить с деревом или с камнем, но Бог говорит с деревом и камнем, потому что Он сказал всему, что сотворено: явись из небытия в бытие. – И все создание услышало Его голос. К сожалению, это не обсуждается, и мало думают об этом. Вообще, отношение большинства людей к зверям - это или игрушка, или скот, которым можно пользоваться. Лошадью пользуются одним образом, другие животные идут в пищу. Нам надо вернуться к представлению о том, что мир являет собой одно целее, созданное Богом для нас, одно целое, о котором можно говорить даже с безбожником, но мир является частью нашей судьбы, общей судьбы и человека, и вещественного мира.
Мы слишком часто ослеплены большими проблемами и не смотрим на малые. Христианство придает материи абсолютное и окончательное значение. Для материалиста материя – строительный материал. Для христианина материя – нечто, что должно войти в Царство Божие, просиять Божественным приобщением, когда будет все во всем (1 Кор. 15:28). Святой Исаак Сирин говорит, что только тот может молиться чистой молитвой, кто примирился с Богом, с собой, с ближним и со всеми предметами, которых он касается, то есть, кто каждый предмет рассматривает как потенциальную святыню.
Теперь давайте задумаемся, что мы видим, что происходит вокруг нас? Наша земля, видимо, уже не в силах вынести людские грехи. Всё чаще стали происходить разные катаклизмы, природные бедствия. Перечислим некоторые из них и задумаемся: то наводит Господь на землю землетрясение, и тогда целые города разрушаются, твердыни каменные рассыпаются, как слабая глина, и поглощаются со всеми живущими. Тысячи людей погребаются под развалинами своих домов или поглощаются землей. То страшный огонь поражает живущих на земле. Подземный огонь прорывает землю, горы трескаются, как глиняные сосуды, и ужасная подземная лава в один час потопляет целые города с жителями и их домами. То ужасный зной поражает землю и губит всякое растение на земле, или напротив, дождь неудержимо стремится на землю, воды выходят из своих пределов и затопляют целые города с тысячами жителей. То поднимаются страшные ветры, несущие с собою заразу и смерть живущим на земле.
Беда теперь пришла и в наши края. Страдает земля Нижегородская страшными лесными пожарами и сильной засухой. Часто по ночам выгорают целые деревни, погибают люди. Пожары проходили совсем близко вокруг нашего села. Горел лес, торфяники, сёла. В Ардатовском и близлежащих районах были многочисленные пожары. Угроза пожара и поджогов сохраняется. Запах гари и облако дыма часто сгущается над нашим селом и всё вокруг заволакивает. Люди обеспокоены и тревожны. Из писания мы знаем, что природные бедствия последнее время будут учащаться, это приведёт к тому, что «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий…» Эти несчастия негативно отражаются на душевном состоянии жителей. Из-за скученности домов огненные шары так быстро охватывают жилища, что люди едва успевают выбежать, в чём есть. Многие селяне буквально сидели на мешках, чтобы в случае пожара, хоть что-то с собой унести.
1 августа в Дивеево, после богослужения, святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с призывом к русскому народу, чтобы каждый мог задуматься над собою и помог ближнему, попавшему в беду. «Людские грехи - причина всех земных несчастий. Но, призванные Богом к любви, мы не должны обвинять других, искать в других причину постигшей нас беды, потому что беда ныне касается всех… Пусть каждый обратит внимание на себя самого и каждый кается в своих грехах… Каждый из нас, помогая жертвам пострадавшим от разбушевавшейся огненной стихии, служит Самому Господу нашему Иисусу Христу. Об этом свидетельствуют евангельские слова: «так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Но, помогая погорельцам, каждый служит и самому себе, потому что любой из нас может оказаться в такой же ситуации, когда исчезает всё, все материальные ценности, подрывается здоровье, и к кому же обратиться за помощью, как ни к Богу, ближним, Церкви. Вот почему мы не можем не участвовать самым активным образом в оказании помощи тем, кто пострадал и страдает от огня».
Когда смотришь на великие бедствия, постигающие наш грешный человеческий род, глубоко убеждаешься в истине приведенного изречения Псалмопевца. Страшные землетрясения, разрушающие города, наводнения, затопляющие их, и громадные пожары, за короткое время превращающие селения в пепел – это такие несчастия, пред которыми остаются ничтожны усилия человека сохранить и отстоять своё земное благоденствие. Когда находят подобные бедствия, остается одно: вопиять к Господу: даждъ нам помощь от скорби!
Могучая стихия, пламень огненный напал со всею яростью на окраины наших сёл и городов и обратил их в пустыню. Так недавно ещё у домашних очагов своих покоились многочисленные семейства, престарелые люди и малые дети имели мирный уголок свой, и вот всё это семейное благоустройство обращено теперь в бесприютную, скитальческую жизнь, со многими лишениями и горестями. Скорбят потерпевшие от пожара, лишившиеся своих домов и имущества, скорбим и мы все, смотря на их тяжкие лишения.
Где же причина наших бедствий? Нам, как существам разумным, надобно испытывать причины современных событий, чтобы лучше и правильнее понять их и через то обратить в назидание себе. Отчего это, в самом деле, происходит, что так часто стали гореть наши города и селения?
Люди неверующие скажут: «Всё это бывает случайно. Наступает жаркое лето, появляется продолжительная засуха, превращающая всё, способное гореть, в удобный горючий материал. Далее появляется искра огня на свободном воздухе, дует сильный ветер, и вот естественно происходят большие пожары.» Но нам, верующим в Господа Бога, в Его святой Промысел, рассуждать так и стыдно, и невозможно. Если и волос с главы нашей, по учению Христову, не падает без воли Отца Небесного, то неужели такие крупные события, как сожжение наших жилищ и всего достояния, могут совершаться когда-либо помимо воли Отца Небесного?
Какие же намерения у Господа Бога, по которым Он, изводящий ветер от сокровищ своих и преспевающий пламень огня (Пс. 28, 7), попускает этим грозным и слепым стихиям нападать на нас и разорять в конец наше благоденствие? Мы не смели бы вопрошать об этом и испытывать великие тайны Промысла Божия, если бы Сам Господь не открыл их нам в святом Своем слове. «С великою радостью принимайте, братья мои, - говорит апостол Иаков, - когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение. Терпение же имеет совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». (Разумеется здесь недостаток нравственный) (1ак. 1, 3, 4). «Хвалимся в скорбях, - говорит другой апостол, - зная, что скорбь терпение соделывает: терпение же - искусство: искусство – упование: упование же не посрамить.» Сколько в этих изречениях отрады и утешения для истинно верующего христианина! Оказывается, что все земные скорби, разные утраты, лишения, страдания не проходят напрасно, они входят в план нашего спасения и в действительности являются ступенями, по которым мы возводимся отеческою рукою Промысла Божия на высшее христианское совершенство. Не такими ли путями прошли все величайшие праведники – Иов многострадальный, Иосиф целомудренный, пророки, апостолы и все святые мученики Ветхого и Нового Завета и Сам Христос Спаситель наш, не терпением ли креста и страданий вошёл в Божественную славу Свою?..
Но в том же слове Божием есть, дорогие мои, и другое объяснение наших земных несчастий. Это положительный гнев Божий на наши беззакония. Господь в праведном гневе Своём насылает бедствия, чтобы ими положить предел развивающемуся потоку зла, образумить заблудших и дать им почувствовать гибельность своего положения. «Грады Содомские и Гоморрские, - говорит апостол Петр, - осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам» (2 Пет. 2, 6). При таком объяснении скорбей наших надобно обратиться к исправлению своей жизни. Нужно зорко, с всею строгостью и беспристрастием к себе рассмотреть, что есть вповедении нашем такого, что могло привлечь стрелы небесного правосудия на головы наши.
Но, говоря ныне в таком грозно-обличительном тоне, я не могу забыть, дорогие мои, что настоящее бедствие наше всею тяжестью своею обрушилось на самых бедных людей, которые, может быть, невиннее всех нас пред Господом. Что сказать на это? Уж не применить ли к ним первого объяснения земных горестей наших? Нет, Господь может посылать испытания и по отеческой любви Своей, Страдания очищают людей, проходя сквозь огнь и воду, Господь изведёт их и в покой вечный, дарует им лучшую в Небесном Царствии долю блаженства. Вполне готов согласиться на таковое объяснение.
Но всем нам в настоящем бедствии подаётся великий и грозный урок. Господь как бы так говорит: «Я пощадил вас, ожидая вашего исправления, только приблизил к вам огненную струю, направив всю силу её на соседние сёла, жилища более бедных и меньших братий и сестер ваших».
Начнём же своё исправление с подвигов и дел человеколюбия. Облегчим своим сочувствием, горячими молитвами об этих несчастных и щедрым подаянием. Чем более мы им поможем, тем более смягчим праведный гнев Божий за наши грехи и беззакония, скорее заслужим милосердие и сделаемся достойными любви Божией к нам. Аминь.
В библейском повествовании о сотворении мира, сказано, что человек создан не в отрыве от других существ, он создан из того же материала, из которого созданы остальные твари. И это очень важно, потому что, будучи родными всему тварному, мы находимся в прямом соотношении с ним. Святой Максим Исповедник пишет: «Человек создан из элементов материального мира и из элементов духовного мира, он принадлежит и духовному миру, и вещественному, благодаря этому, содержа в себе и вещественное и духовное, человек может одухотворить все созданные твари и привести их к Богу».
После сотворения мира Бог дал возможность человеку существовать – возделывать землю и питаться от плодов земли. Призвание человека заключалось в том, чтобы вести землю к Богу и быть её вождём. Люди всё дальше и дальше отходили от Бога и пришёл потоп. Господь впервые говорит: «Животные вам будут служить пищей, а вы будете их ужасом». (Быт. 9:2-3) Страшно себе представить, что человек, который был призван всякое существо вести к преображению, к полноте жизни, дошёл до того, что больше не мог взлетать к Богу, и вынужден добывать себе пищу убийством тех, кого должен вести к совершенству.
То, что мы делаем с землёй, является нарушением нашего человеческого призвания. Мы сами себя губим и закрываем путь другим тварям к преображенной жизни. Господь видит наше падение и всё сотворённое Богом отзывается на Гнев Божий великими бедствиями и природными стихиями.
Призываю на вас Божие благословение. Храни всех вас Господь.
Недостойный иерей Сергий.