Чудо Архистратига Божия Михаила 2019


Дорогие о Господе

благодетели нашего храма

и друзья!

Сердечно благодарю Вас за  материальную и молитвенную помощь нам и нашему храму.

От всей души поздравляю Вас с праздником Чудо Ахистратига

  Божиего Михаила в Хонех!

     Наш храм освящён в честь Архистратига Божия Михаила, и поэтому праздник Чуда Архистратига Михаила особенно отмечается нашими местными жителями.

    Архистратиг Михаил является великим ходатаем и покровителем всех народов и племен Земли Русской. Из глубины веков люди, живущие на Руси, обращались к нему, как к особому ходатаю пред Лицом Божиим. И сегодня мы с вами, подобно нашим древним предкам, просим у Архистратига Михаила разнообразной помощи.

 


     Наши предки на шлемах, щитах и хоругвях изображали лик Архангела Михаила. И, обращаясь сегодня к вам, мои дорогие, хочу передать главную мысль. Духовная жизнь – это не пожелтевшие листы давно минувших дней. Это живая практика духовной брани, которую каждый из нас осуществляет в своей повседневной жизни. И без помощи Небесных Сил и их Воеводы - Архистратига Михаила, нам с вами не победить. Поэтому сегодня, впрочем, как и каждый день, мы просим Архистратига Божиего Михаила о помощи в нуждах духовных и телесных.

     В начале IV столетия явился пик нарождающейся христианской государственности в ее борьбе с язычеством. Но что такое язычество, почему оно боролось с христианством, в чем суть этой борьбы?         За языческими жрецами, которые были советниками государей, наместников, начальников городов, стояли, прежде всего, производители изображений идольских богов, стояли цеховые интересы мастеров золотых и серебряных изображений.


     Когда Иоанн Богослов пришел в Эфес, кто, прежде всего, поднял против него неприязненную брань? Золотых и серебряных дел мастера. Потому что они и семейства их жили исключительно тем, что изготовляли изображения богини плодородия Артемиды Эфеской, и на этом составляли свой капитал. И вдруг явился некто, кто не почитает Артемиду Эфескую, питательницу и покровительницу их цеховых интересов. И, конечно, они возбудили местную власть, чтобы апостола Иоанна Богослова, если не убить, то хотя бы изгнать из города.

     Идолопоклонство, язычество, может показаться, что все это в прошлом, но это глубочайшее заблуждение, потому что и сегодня люди лепят своими руками идолов, рукотворных богов, больших и маленьких. Это новая психология бытия и философия жизни, которая связана с непременным богатством, успехом, властью, деньгами. Это новая философия бытия, которая обращается не к разуму, а к желудку и кошельку человека, которая именно с этими человеческими страстями, с их раскрепощением и удовлетворением связывает такое понятие, как полнота жизни.

    Глубоко внедрилось идолопоклонство в наш просвещенный век. Оно проявляется утончённо, часто бессознательно, прикрывается именем служения истинному Богу, - такое опасное идолопоклонство, словно грязной волной разлилось по лицу земли. Идолами становятся ложные ценности, к которым стремится человек, ложные идеологии закрывают путь к Богу.


    В прежние времена у людей необразованных идолы почитались вместо Бога, а в наше время страсти заменили идолов. Тем людям еще можно было простить их заблуждения по невежеству, а нам-то, знающим, что грешно и что не грешно, непростительно предаваться страстям и служить им, как каким-то богам.

    Позволительно умеренно заботиться о честном приобретении средств к жизни, например, о приобретении автомобиля, необходимого жилища, о разумном сохранении приобретенного, но при этом надо не забывать, что без Божьего благословения труды наши никогда бы нас не обогатили, и все, что мы получаем, все, что имеем, - дар Божий, данный нам не для лакомств и щегольства, а на душевную пользу нашу и пользу ближнего.


     Кому Бог дал скудное достояние, - не скорби о мнимом своем несчастье и не завидуй богатым. Да и что такое бедность наша? Это неимение того, что водится и видится у других. Разве много нужно для жизни? Была бы пища да одежда.

    Если мы бедны, то только сравнительно с теми, кто больше нас имеет, и недовольны потому своим положением, что слишком горды, грешны, завистливы, тщеславны. Никакое богатство не будет для нас достаточно, когда забудем меру в удовлетворении наших желаний.


    Преподобный Архип, о котором говорится в повествовании о истории праздника Чуда Архистратига Божия Михаила в Хонех, был скромный церковный служитель храма, и он не был богат. Он служил в храме более 47 лет, начиная свой скромный день и завершая его молитвой Архистратигу Божиему Михаилу с просьбой наполнить благодатью Божией источник, который был невдалеке от храма. И по молитвам этого труженика нивы Христовой вода получила необыкновенную исцеляющую силу. Приходящие к источнику люди, по своей искренней вере, получали благодатную помощь и исцеление от всех недугов. И вот этот источник, храм и скромный церковный служитель Архип в среде языческой уже стали вызывать не просто гнев и ярость, а стремление совершенно их истребить, и сам храм стереть с лица земли. Нам, нашему народу, пережившему 70 лет безбожной советской власти, как никому во вселенной знакомы эти приемы. Вот представьте себе, что происходит. По призыву языческих жрецов собирается колоссальное множество людей, которые устремляются изменить ландшафт целой местности. Начинают мощные земляные работы, две реки соединяют в одно русло, и русло этой новой реки, объединенной, направляют на самый храм с тем, чтобы смыло его водой и, чтобы был уничтожен чудотворный источник.

     Вот представьте себе, один-единственный человек, преподобный Архип, вокруг него мощь финансовая, мощь военной государственной силы, которая  не одухотворена любовью ко Господу Богу. И все направлено на то, чтобы истребить, уничтожить, стереть с лица земли, Завершаются земляные работы, соединяются реки, и вот дамба должна быть подорвана с тем, чтобы открыть доступ воды и направить ее на храм Архистратига Михаила. Но кто защитник этого храма? Хрупкий, немощный старичок, у которого нет никаких физических сил противостоять этой мощи.


     И здесь, дорогие мои, совершается удивительное: внутри своего сердца преподобный Архип решил погибнуть вместе с храмом, быть смытым,  уничтоженным и истребленным, но ни в коем случае не отступить от своего долга.

     Маленький человек с великим чувством долга, он оказался способным в своей сердечной боли достигнуть Неба. Эта боль пред Лицем Божиим за святыню Господню достигла престола Божия. И Господь отправил Архистратига Михаила, чтобы он вмешался в естественный ход человеческой греховной истории.

     Когда бурлящие воды потока направились смыть храм, Архистратиг Михаил ударил в скалу перед храмом. Образовалась расселина, пропасть, по-гречески – «хоня», и в эту пропасть устремился поток объединенных рек – не повредив храму, не смыв источника чудотворной воды, не порушив надежды христианской. Преподобный Архип не обманулся в своей надежде, вере и оказался свидетелем вмешательства Небесных Сил и победы добра над злом, тьмы над светом. 

     Здесь можно подумать о вещах, которые касаются каждого из нас. Преподобный Исаак Сирин говорил, что если ты лежишь, то есть в бездеятельности находишься, и говоришь: Господи помилуй, не жди помилования. Лежа на диване помилования не получают. А к кому же приходит Божия помощь? Она приходит к тому человеку, который предельно решительно исполняет свой долг, потому что исполнение долга - это есть та самая крепкая ступень, опираясь на которую, мы осуществляем восхождение к Богу.


     Что сегодня происходит в современном обществе? Каждый себе строит карьеру, придумал свой план жизни и изо всех сил старается следовать ему.

     Духовная реальность другая! К чему нас призывает древняя практика православной жизни? Быть предельно честным, ответственным на своём месте, в своем житейском поприще. Поставил, например, тебя Бог мести улицу, сделай так, чтобы не было ни одной пылинки! Поставил тебя Бог править над многими людьми, сделай так, чтобы каждый был доволен своим жизненным поприщем, потому что, если найдутся за нашей спиной  слезы сироты или обиженной вдовы, как мы с вами можем просить у Бога взойти на следующую ступень своего духовного роста?


     Очень важно быть верными своему долгу, оказаться способными к исполнению своего Богом данного послушания, миссии, служения или работы. И только когда за нашей спиной является твердыня верных, довольных нашей деятельностью людей, тогда мы начинаем дальнейшее шествие.

     Каждому нужно понять, что будущее мира зависит от нас, православных христиан. В протестантизме чувство долга утрачено. Карл Маркс в свое время сказал, что для запада храм - это биржа. И протестантизм очень ясно в этом смысле сформулировал свое мировоззрение: если человек любит Бога, то он богат, а если Бог не любит человека, то он никто.

    Православная церковь не отрицает материальные нужды категорически. Пусть будет достаток, который необходим каждому человеку для осуществления его миссии на земле. Одному нужен меч для защиты рубежей, другому нужен этюдник и краски, третьему - ножницы, четвертому - компьютер, и так далее. Для чего? Для того, чтобы осуществить своё Богом данное служение в этом мире на пользу людям.    

     И в заключение хочу сказать о том, что мы с вами допускаем ошибки, совершаем грехи, но Церковь – это не отдел, прокуратуры, где выясняется степень виновности каждого. Церковь – это место, где мы научаемся любить Господа Бога через любовь друг к другу.

    Святый Архистратиже Божий Михаиле моли Бога о нас.