Чудо Архистратига Божия Михаила 2016
Дорогие о Господе
прихожане и жители села!
Поздравляю Вас, дорогие мои, с праздником Чудо Архистратига Божия Михаила.
Пришло время подробно поговорить нам на очень трудную и важную тему, о вершине нашей веры, о самом главном Таинстве в деле нашего спасения. Мы будем говорить о причащении Святых Христовых Тайн. Эта тема должна беспокоить каждого христианина. Она трудна тем, что то, что совершает Дух – не видят глаза. Всё то, что наметил Бог для нашего спасения, человеческим языком очень сложно передать. Таинства, через которые посещает нас Бог – недосягаемы для нашего ума.
Когда мы впервые пришли в храм, то видели, как люди в определенное время по очереди, сложив руки на груди, куда-то идут и что-то принимают. Мы устроены так, что если что-то где-то раздают, то и нам там надо обязательно быть. Раз все идут, значит, и я могу, или имею право туда подойти и что-то получить. Но оказывалось так, что нужно было приходить на вечернее богослужение, готовиться, поститься.
Те, кто приходил к вере несколько лет назад, о православии ничего не знал. Вера узнавалась шаг за шагом, опытным путём, через ошибки. Кто-то кому-то что-то сказал, или шепнул, и человек мог оказаться у Чаши Христовой с совершенно неправильными понятиями. Приступая к Церковным Таинствам без правильной подготовки, мы навлекаем на себя страшную беду и проклятье, становимся неким инструментом в лапах сатаны, через который дьявол пытается как бы надсмеяться и надругаться над Господом, подобно тем фарисеям, которые предали Христа на распятие. Сегодня есть возможность познавать нам веру христианскую, наверстать упущенное, чтобы ответственность в христианском делании была нами осознаваема.
В слове Игнатия Брянчанинова на Великий Четверг (4-й том) можно найти много нужного для руководства в деле нашего спасения по подготовке должным образом к принятию Таинства причащения. Его сочинение изложено на 20 страницах. Будем пользоваться в наших рассуждениях его трудами и трудами других святых мужей, чтобы у нас сформировалось правильное понятие о Таинстве Евхаристии, чтобы нам пользоваться им во благо, а не в погибель. Чтобы там, где есть источник жизни, не принять нам в себя смерть.
В современных книжных изданиях есть существенное упущение в том, что в них говорится больше о том, что причащаться необходимо, и чем чаще – тем лучше. Доказывается это тем, что это есть Источник Жизни. Всё это верно. Но при этом почти совсем не говорится об ответственности христианина, о том, что причастие может обернуться в осуждение при недостойном подходе к нему.
У многих сложилось впечатление, что каждый человек, независимо от состояния своей души, может и должен принимать Тело Христа. Человек идет к причастию, совершенно не выяснив: а готов ли он принять Христа? Достаточно ли в нём покаяния, и войдёт ли Господь в его душу? Не проверяется самое главное: примирился ли человек со Христом? Если человек не устранил препятствия входу Христа в своё сердце, то как Он может быть введён в это самое сердце?
Как мы будем спасаться, если одна половина истины говорится в современных книгах на ту или иную тему, а другая замалчивается? Мы с вами пойдём другим путём. Мы будем говорить о важных предостережениях в этом вопросе, чтобы каждый мог сделать для себя соответствующие выводы. Недопустимо считать, что Таинство Евхаристии, подобно таблетке, которая независимо от нашего настроения и готовности, будет само как-то действовать. Будто произойдёт какой-то химический процесс, и внутри нас начнёт всё само собой перестраиваться. Бог есть Дух, а мы думаем о Нём как о чём-то материальном. Хотим Его принудить нас спасать, исправлять и исцелять без нашего на то согласия и содействия. Мы созданы свободными. Если мы сохраняем хоть в чём-то образ сатаны в себе, то, как Господь придёт и насильно переправит нас? Это невозможно.
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: "Хлеб сердце человека укрепит". Обычный хлеб укрепляет наши телесные силы, а здесь под сердцем подразумевается душа человека. Задолго до рождества Христова пророк Давид предупреждал, что будет дан Такой Хлеб. Наше сердце, начиная с первородного греха, развратилось от яда греха. Поэтому оно нуждается в укреплении. Добро и зло в нас перемешались. Воля и свобода подпали под власть сатаны, и мы стали его пленниками. Гораздо сильнее стала проявляться в нас наклонность к злу, чем к добру. Природа человеческая растлилась настолько, что оказалась не в состоянии совершать то, к чему была призвана изначально. Поэтому нужен нам Такой Хлеб, Который настроит нашу душу на поиск добра, противления злу и соединения с Господом.
В евангелии Господь сказал: "Я Хлеб, сшедший с небес... Ядущий Хлеб сей имеет жизнь вечную". Христос говорит, что этот Хлеб и есть Его плоть, которую Он отдаёт за жизнь мира. "Тот, кто будет есть Тело Моё и пить Кровь Мою, во Мне пребудет и Я в нём". Здесь мы слышим о таинственном соединении человека с Богом и взаимном их проникновении. Таково действие Этого Хлеба для тех, кто будет причащаться не в осуждение.
Вспомним, как отреагировали на слова Христа его современники, когда Он им говорил о Себе, как о Хлебе? "Кто может слушать эти слова – говорили они, – как можно есть Его Тело и пить Его Кровь". Большинство людей посчитало это за людоедство и отошли от Него. Фарисеи стали говорить о бесновании Иисуса и безумии Его: "Он вышел из себя..." Так они считали потому, что видели в Нём только человека.
Если Господь даёт нам какую-то заповедь (например, о причащении), то только Он Сам и может просветить наш ум знанием заповеди и дать силы её исполнить. Сами по себе мы не можем понять и исполнить ни одной заповеди. Если без веры пытаться читать Евангелие, то действительно, всё, что там написано, покажется нам безумием. Мы будем презирать Слово Божье, задаваться вопросом: "Зачем это всё нужно?" Те несколько тысяч людей, которые пребывали рядом с Господом, искали чудес, впечатлений и исцелений. Они искали себе какого-то блага. Лишь немногие понимали, что Сам Бог посетил народ свой. Они поверили в слово Божье и остались до конца со Христом, а остальные ученики, которые "всуе носили имя учеников, идоша вспять", т. е. развернулись и ушли и больше к Нему не приходили. Слова Господа, которые не мог воспринять их ум, вызвали в них отчаяние, и они убежали.
Разве не происходит с нами то же самое? Незадолго до революции большинство людей игнорировали причастие, и раз в год не хотели прийти ко Христу. Многие и до сегодняшнего времени так живут, не хотят понимать значения Великого Таинства. В 1917 г. было издано государственное постановление, принятое священным синодом, обязывающее христиан участвовать в Таинстве Евхаристии. В то страшное время наш народ совершенно утратил веру и не хотел приобщаться Христу. Введены были штрафы для тех, кто не шёл на исповедь, но и это не давало положительных результатов. По этой причине и пришли все те бедствия на Россию, последствия которых ощущаем мы и по сей день.
Нынешние христиане, мы с вами, имеем ещё более худшее отношение к Святому Таинству. Если наши родители вообще не ходили причащаться, то мы, видя доступность подхода к Чаше, дерзко идём к Ней без всякой подготовки, а это ещё более страшное явление, чем было тогда. Если за те грехи наш народ пережил революцию и II мировую войну, то, что нас ждёт впереди, если мы не исправимся, можно только догадываться.
Если спросить тех людей, которые редко бывают в храме, почему они не причащаются, то можно от них слышать такие рассуждения: "А зачем мне это, бог и так всегда со мной. Мы с богом живём". Так говорят люди, которые вообще не знают, что такое покаяние. Они никогда не принимали в себя Христа и утверждают, что в них бог. Однако если проверить, какой это бог, то окажется, что это противник Христа, потому что заповеди этого бога противоречат заповедям Христа. Нося в себе сатану и признавая его за бога, человек может утверждать, что он с богом. Истину узнавать такой человек не желает, потому что его всё устраивает. Он считает, что всю жизнь он честно и добросовестно работал, и зачем ему чему-то учиться и что-то исправлять. Такая у нас трагедия. Но еще более опасно, когда "христиане" только по названию, а по жизни нехристи, посчитали себя вполне исправными, а таких людей набирается достаточно много в дни Великого Поста, идут дерзко к чаше Христовой, и вместо Христа сатана может с полным правом войти в сердца таких людей.
Если постановление Божье о непрестанном причащении есть одна из заповедей Христа, то, как мы можем её отрицать, или исполнять так, как захочется? Исполняю из евангелия только то, что пожелаю, а что непонятно для меня, то отвергаю, и при этом считаю себя христианином. Это неправильно. Если мы отвергаем хоть одну заповедь Христа, то мы отвергаем Самого Христа, давшего эту заповедь, потому что всякое слово Его – закон. По этой причине мы, христиане, не можем относиться к заповедям Божьим произвольно. Господь повелел нам питаться Небесной Пищей, чтобы иметь Жизнь Вечную.
В Ветхом Завете есть описание жизни Иова многострадального, к которому все относились с глубоким уважением и любовью. Рабы Иова для объяснения своей любви к нему говорили: "Нам бы насытиться от плоти его, чтобы никогда с ним не разлучаться". Когда кто-то кого-то любит, особенно бабушки своих внуков, то можно слышать: "Я так люблю внука, прижала бы его к себе и никогда бы не отпускала". Или могут сказать: "Так бы и съел его, чтобы он во мне всегда был". Эти выражения являются как бы прообразом того, как любовь жаждет иметь в себе того, кого она любит. Если бы у нас была любовь к Богу, то и духовные чувства к Святому Таинству причащения были бы у нас соответствующие, и для многих бы стало понятно, о чём идёт речь в нашем письме. Господь дал нам возможность не только видеть Себя, но и вкушать Себя, и через это соединяться с Собой. Если наш ум, поражённый страстями, суетой и заботами этого мира, смог хотя бы отчасти прикоснуться к значению Таинства причащения, тогда было бы легче нам осознать, что без Тела и Крови Христа не может в нас быть Вечной Жизни.
"После грехопадения Адама и Евы мы зачинаемся и рождаемся животным способом, – так рассуждает Игнатий Брянчанинов, – по естеству и грех передаётся". От наших прародителей передаются нам по наследству умерщвлённые вечной смертью тело и душа. Эта смерть всеяна сатаной, и поэтому мы непригодны для Жизни Вечной. Это непригодное наше тело и кровь в нас заменяются в Святом причастии на Тело и Кровь Христа, уже Нового Адама.
Восстановил Господь нашу падшую человеческую природу, убитую ядом греха тогда, когда воплотился в этот мир. Рождаясь от Девы Марии и воспринимая от Неё человеческую природу, Господь опять освятил её в Себе, сделал безгрешной и святой. После восстановления (пока в Себе) человеческой природы Господь желает это естественное состояние передать нам. Всё человечество от ветхого Адама заражено было смертью греха и сходило в ад, а Господь, Новый Адам, пришёл нас спасти. Теперь все, кто желают и верят в Сына Божия, могут рождаться от Него и воспринимать обновлённую человеческую природу. Это рождение может быть только духовным и происходит оно в Таинстве крещения. Если мы крестились, то духовно все родились для Жизни Вечной. Это рождение называется "Паки Бытие", т. е. ещё жизнь, другая жизнь.
Значит, рождаемся мы в крещении для Новой Вечной Жизни. Если мы восприняли возрождённую, новую человеческую природу через крещение, то наше тело и душа нуждаются в соответственном Питании для поддержания, возрастания и укрепления в Новой Жизни. Если в нас произошло рождение от Духа Святого, то и Пища нам теперь готовится Новая Духом Святым при совершении божественной литургии.
Христос является Сыном Отцу по естеству, и мы, рождаясь от Него, становимся единокровными и сотелесными Ему, становимся сынами Отца Небесного по действию благодати. Для того чтобы эту благодать нам передать, Сын Божий и воплотился. Его природа неразрывно связана с Божественной природой. И через причастие мы становимся причастны Божественной природе Богочеловека.
Простые, казалось, слова мы говорим, но не всегда они почему-то вызывают отклик в душе. Хорошо говорить об этом тем, кто причащается регулярно, но среди читающих наше письмо много и тех, кто очень редко подходит к чаше, и поэтому ум их не так просветлён, а значит, и сердце не может правильно реагировать духовным чувством на те слова, которые он слышит или читает. Святые отцы очень подробно изложили понятия о Таинстве причастия, привели разные сравнения, чтобы хоть как-то дать понять нашему помрачённому уму, что это такое. Даже слово "причастие" не для всех понятно. Оно означает быть причастным Тому, Кого принимаешь. Если принимаем Христа, то становимся причастны Ему. Значит, мы имеем уже в себе часть Божества. Происходит обожение нашей природы. Это означает, что мы, человеки, призваны стать богами.
На словах кажется всё просто, но когда попытаемся всё это в себе совершить, то увидим, как это нелегко, как противится наша греховная природа причащаться Божественности. Мы увидим, как наша природа стремится причащаться сатане, то есть иметь в себе часть сатаны. Если мы живём обычной жизнью, которой живут миллиарды людей по всей земле, то это есть причастие вечной смерти. Лишь только единицы христиан пытаются отвергать в себе греховную природу и насаждать в себе новое состояние, свойственное человеческой природе Сына Божия. Принимая Человеческую Природу Иисуса Христа в себя, мы приобщаемся Его Божественной природе.
Вот такие Великие Тайны есть возможность у нас с вами сегодня познавать и делать для себя соответствующие выводы. Тема эта очень сложная, и чтобы её рассмотреть подробно, потребуется составить несколько писем. Если кого-то она заинтересовала, то дайте как-то понять, чтобы мне знать, кому отправлять последующие письма на эту тему.
Храни Вас, Господь.