Чудо Архистратига Божия Михаила 2016 - 2
Дорогие прихожане и жители села!
От всей души поздравляю Вас с престольным праздником нашего храма Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Мы с вами будем продолжать говорить на тему о Святых Христовых Тайнах. Если мы будем в тех вопросах, которые предлагаются в наших письмах, разбираться и сознательно подходить к оценке себя, то мы найдём в себе множество изъянов, и с Божьей помощью удастся нам их устранить.
"Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем". Этими словами Сын Божий призывает нас научиться не через прочтение каких-то книг, или прослушивание чьей-то проповеди, но через непосредственное принятия Его в себя в причастии. Когда Господь входит в нас и начинает действовать внутри, то человек по-другому начинает говорить, мыслить и поступать. Господь научает нас как нужно правильно реагировать на то или иное событие; как правильно отвечать на оскорбление и похвалу; как правильно размышлять о Царстве Небесном и вечных муках.
Только принимая Христа в себя, мы можем научиться кротости и смирению. Когда качества Христа будут в нас проявляться, нужно это замечать, и к ним стремиться, а то что будет противоположно этим качествам нужно отвергать как грех. Одной теории недостаточно в христианском делании, как и в любой профессии. Если человек на практике не применяет знания, то он не специалист, и пользы нет от него. Даже в миру, при обычных занятиях мы понимаем, что необходимо приобрести практический навык, которому обучали, то в духовной жизни тем более... В причастии Господь соединяется с нами и начинает действовать. Соединение это очень тонкое, и его заметить сложно. Только внимательный христианин увидит в себе новые качества и будет удивлён. Он увидит, что до причастия он не мог так поступать как сейчас поступает, не мог так говорить, как сейчас говорит, не мог так молчать, как молчит сейчас. Это всё действие Божьей благодати внутри нас. Эта способность и сила даётся нам для исполнения заповедей Божьих. Заповеди становятся свойственны и естественны для нас также как и для Христа. Он их дал нам и Сам же их исполнил вплоть до самой высшей, и жизнь Свою отдал за нас. И нам эти качества Господь может сообщить. Христиане первых времён безстрашно шли на пытки и под угрозой смерти не отрекались от Христа.
Если качеств Христа в нас нет, и они никак в нас не проявляются, то нужно себя проверить - верные ли мы, и можно ли нам доверять Тело и Кровь Христову? Или нас надо гнать с богослужения, на котором совершается это Великое Таинство? Может быть, нам надо веру сначала изучить? Может быть, мы не все смертные грехи в себе увидели, да ещё и страсти какие-нибудь любим? Вот такому никак не надо было бы причащаться.
Христианин принявший Христа не в осуждение - будет отрекаться от своей воли подобно Христу, который не Свою волю исполнял, а волю Отца Своего. В Гефсиманском саду Иисус, как Бог, точно знал сколько Ему придётся перенести боли и страданий, молится: "Да мимо идет от Меня чаша сея. Но ни чего Я хочу, но чего Ты. Да будет воля Твоя". Господь как бы говорит этими словами: "То, для чего Ты меня послал Отец Небесный, дай Мне силы выполнить, хотя это для моей человеческой природы невыносимо". Так и мы, если перед какими-то испытаниями тревожимся, волнуемся и переживаем, то закончим своё обращение к Богу теми же словами: "Ни чего я хочу, но чего Ты..." Дрожь в теле пройдёт, и отправится христианин спокойно на исполнение той задачи, которая перед ним поставлена укреплённый благодатью Божьей. Если мы готовы отречься от своей воли, значит не в осуждение причащались. Если настаиваем на своём, спорим, то это состояние противоположное Христу. Это состояние сатаны, который объявил: "Зачем мне Бог, Я сам как бог".
После достойного причастия обязательно будет углубляться чувство покаяния. Первые слова проповеди Христа были о покаянии: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Покаяние есть единственное условие для спасения. В причастии Господь обязательно сообщит нам это свойство. Оно будет выражаться в сокрушении сердца.
Внутреннее внимание усиливается после причастия, и человек не спешит пойти поболтать с другими людьми, не станет листать безсмысленные журналы. Он не будет рассыпать Тот Бисер, Который принял в себя. Он смотрит внутрь себя, наблюдет в чём ещё его обличает Христос, что нужно устранить в себе, и с чем бороться, чтобы не мешать Христу оставаться в своём сердце. Усиливается внимание к внутреннему миру, потому что Сам Господь сказал: "Царство Божье внутри Вас есть". Если в молитве "Отче наш" не пустой звон произносится нами, когда мы просим, чтобы Царство Божье к нам пришло, а разумно и осмысленно, то когда Царь этого Царства входит в нас и начинает действовать, то к Этому Царству, естественно, будет привлекаться и ум христианина. У такого ума нет желания слушать о чём там за окном говорят, кто там и что и по чём продаёт. На всё постороннее человек не реагирует в эти часы, как самое нежелательное и несвойственное его уму, а уходит ум в углублённое покаяние.
Христиан, принявший Христа, будет всё терпеть и всем прощать. Потому что Сам Христос, будучи распятым, молился за врагов: "Отче, прости им. Они не ведают что творят". Неужели Господь, пришедший в наше сердце, не научит нас тому же? Если вспышки гнева остаются неудержимы и не укротимы в нас, то опять это подтверждает, что не входил Христос в нас через причастии, а вошло что-то другое. Бывает что Христианин вспылил, то тут же и осекся, заметил свою ошибку, признал это действие за грех и стал глубоко сокрушаться. Этим мы не только немедленно загладим грех, но и подсёчём ту самую страсть, по причине которой эта вспышка произошла. Тогда силу принятую в причастии человек использовал в дело, и Христос будет оставаться в нашем сердце. Но если человек после причастия продолжает согрешать и при этом не кается, не сокрушается сердцем до внутреннего потрясения и ненависти ко греху, тогда зачем ему та сила, которую даёт Господь? Воину дали оружие, а он посмотрел на него, повертел в руках и бросил в угол. Зачем давать оружие такому "воину"? Чтобы оружие пылилось и ржавело? Это оружие безценно, Оно есть Тело и Кровь Христа. Поэтому лучше вообще не подходить к причастию такому человеку, чтобы потом большего не было осуждения для него. Имел, но выбросил. Имел, но пренебрег. Если человек после причастия остаётся без борьбы, добровольно продаётся грехам, то такому христианину нельзя доверять причастие, потому что он не использует Его для того, для чего Господь отдаёт Себя нам.
Идёт невидимая брань, и мы ведем борьбу против сатаны. Нужно помнить, что своей силой мы никогда не победим. Нужно призывать Господа. Пришедший в причастии Господь помогает нам одержать победу над сатаной. Эта победа будет одержана при условии, что мы сами должны хотеть этой победы, не опускали бы рук и не бросали то оружие, которое нам даёт Сам Господь для победы, а вели бы борьбу.
После причастия появляется у человека смирение. Святитель Игнатий Брянчанинов очень удобно объясняет, что такое смирение. "с" будет не приставка а предлог, и получится слово "с миром". С миром христианин прибывает со всеми людьми. Он не теряет равновесие во всех обстоятельствах, которые его окружают. Если мира нет внутри человека, то и Бога там нет. У сатаны вместо мира противоположные качества: гневливость, шумливость, шаловливость, смешливость.
Святитель Игнатий пишет о Святых Тайнах: "Хлеб и Вино действует на злых духов...". Если бы не было преосуществления, то как бы хлеб и вино действовали на злых духов? Бесы нематериальны и бросить в них камень или ударить по ним нельзя. Законы материального мира не действуют на них. Поэтому простые хлеб и вино никак бы не могли оказать воздействие на злых духов, но причастие действует на них. "...Это действие Святых Тайн в особенности известно инокам, проводящим жизнь безмолвную и подвергающихся усиленному нашествию бесовских помыслов". Иноки горят, - выразился Пимен Великий, - от яда злобных демонов, и с нетерпением ожидают субботы и дня недельного, чтобы прийти на источники Живой Воды, к Телу и Крови Господним, и Ими очиститься от горечи, которой напоил их враг." Монахи, которые всю неделю пребывали в удалении от монастыря, особенно испытывали нападение злых духов в виде помыслов. Измученные горечью этой войны, в которой сам человек не может победить, иноки ждали с нетерпением дня воскресного, когда служилась литургия, чтобы прийти на причастие. И тогда приходил мир Христов, помыслы затихали. Дух Святой в причастии сходил огнём на монахов. Опалённые бесы вынуждены были разбегаться и не могли нападать так, как это делали раньше. Подвижники получали великое утешение хотя бы на несколько дней, пребывая в благодарении к Богу.
Теперь давайте почитаем Игнатия Брянчанинова как бесы противодействуют причастию, чтобы мы понимали, что Таинство причащения действительно для нас Велико, и главный враг спасения нашего это сатана со своим полчищем демонов, которые не дремлют, но всячески мстят и пакостят нам. "И падшие духи ведают силу Святых Тайн. Они трепещут Ея, ненавидят Её. Завидуют причащающимся той завистью, которая присуща демонам". Это не та зависть, которая бывает у людей, отлучённых от причастия на время, за грехи. Демоны завидуют, что причащающийся человек освобождается от вечной смерти. Духи же никогда из состояния вечной смерти выйти не могут. Оказавшись противниками Бога, они могут только мстить и ненавидеть, никакое добро и покаяние в них быть не может. Эта зависть чёрная: что кому-то ещё возможно спасение, а им нет. Поэтому они всеми силами нападают на христианина и пытаются отбить его причащения Тела и Крови Христа. "Часто с исступлением нападают бесы на готовящегося к причащению, расхищают его мысли, наводят на сердце холодность и ожесточение, приносят тяжкие греховные воспоминания и мечтания, стараются осквернить совесть, привести христианина в недоумение, воспрепятствовать причащению". По этой причине от христиан, которые причащаются часто, можно слышать сомнения: "Наверное мне нельзя в этот раз идти ко Христу..." И там человек ошибался, и здесь он не то делал. Такого христианина действительно стоит послушать. Если такой человек, видя свою немощь и безсилие, сокрушился, тогда у него остаётся только одно, упование на милость Божию. Такой христианин понимает, что без Бога он ничего не может. И в евангелии сказано: "Без Меня не можете творить ничего. И то, что человеку невозможно, возможно Богу." Через эти испытания Господь нам хочет научить: "Ты уже две недели боролся, сражался и видишь, что ты постоянно проигрываешь - тебе нужен Я, Всесильный и Всемогущий Бог. Только Я могу победить". В этой брани Господь убеждает нас ещё больше что нам причастие необходимо.
Если христианин пришёл с сокрушённым сердцем, без всякого самодовольста, тогда нам становится понятно, почему Господь не запрещает бесам так нападать на человека перед причастием. Нужно чтобы мы сокрушились. Если мы не научились быть в непрестанном покаянии и плаче сердечном, то нас надо долбить отдельными ударами, сокрушая наш гордый дух, чтобы в нас хотя бы иногда наступало сокрушение.
Христианин, пришедший с самодовольством и некоторым упоением своего состояния, что он якобы сделал всё для подготовки к причастию, в этом случае возникают большие сомнения. "Поклоны бил, на коленях всю семью держал целую неделю, каноны читал усердно, искренно со слезами". - Вот так бодро отчитываются некоторые христиане, заявляя о своей подготовке. Под правилом понимается соблюдение краткосрочного поста, вычитывание канонов, последование ко причащению, а также чтобы быть на вечернем богослужении и исповеди. Беда в том, что в правиле не спрашивается о наличии покаяния: "Сокрушился ли ты сердцем в грехах? Увидел ли ты свою немощь? Ты понимаешь, что находишься в вечной смерти и рабстве у дьявола". Осознавал ли, что тебе нужен Христос как Спаситель? Раз это не спрашивается, то человек и не знает главного условия в подготовке к причастию. В результате та борьба, которую предлагает Господь, человек не замечает. Продолжает совершать грехи. Откуда возьмётся у такого "христианина" сокрушение духа? Он себя оправдывает тем, что все совершённые грехи он записал, пришёл на исповедь и их прочитал. Это всё, на что мы не способны. Мы думаем что этого достаточно. Если осознание безсилия и немощи не родилось, сокрушение не пришло, то безполезны все наши труды. Бог гордым никогда Себя не даст.
"Часто, после приобщения Святых Христовых Тайн, злобные духи совершают подобные нападения с целью ввергнуть в недоумение, смущение, поколебать веру, насеять мысли, что причащение не приносит никакой пользы". - Предупреждает святитель. Эти строки мы можем просто проскочить. Вникнуть в смысл слов некогда нам. Ум занят суетой, и оказывается не в состоянии зацепиться за нужные слова. Нужно нам понять, что после причастия демоны мстят нам, и всеми силами хотят отбить нас от Христа. Господь не обязался в нас быть при любом нашем состоянии. Он пребывает в нас лишь тогда, когда нам Он нужен нам как Спаситель. Если мы не будем использовать силу, полученную в причастии, не каемся голубого и искренне, не стараемся жить по христиански, то этим мы показываем, что Христос нам не нужен. Тогда бесы торжествуют победу и Господь вынужден оставлять нашу душу. В этом наша вина. Мы только по результатам догадываемся, что опять стали пусты, и творим те же беззакония, которые делали всю жизнь, а то и похуже начинаем вытворять. Это от того происходит, что сатана давно занял место в нашем сердце вместо Бога. Дьявол входит в нас тайно. Если бы он стал врываться и показывать, что он тут хозяин, то мы бы в ужас пришли. Злой дух входит в нас "как тать в нощи", чтобы не разбудить хозяев, чтобы мы так и не поняли что с нами произошло. Сначала незначительные грехи мы совершаем, а потом, незаметно и смертные, как заслуженное возмездие за изгнание Христа. "Эта невидимая брань, воздвигаемая духами злобы на причащающихся, служит свидетельством величайшей важности и пользы Святых Тайн". Если бы бесам было безразлично причащаемся мы или нет, то они такую войну до и поле причастия против нас бы не вели. Судя по напряжённости этой невидимой брани мы с вами должны твёрдо убедиться, что сатане наше причащение ненавистно. Для него это конец и смерть, поэтому всеми силами дьявол старается не допустить христианина до причастия, либо после причастия заставать человека изгнать Христа из себя. "Драгоценно Сокровище, к получению Которого так усиливаются не допустить человека враги его. Драгоценно Сокровище, Которое так неистово стараются восхитить у человека враги его. Утвердимся верою и противостанем мужественно супостатам нашим. Постараемся при приготовлении нашем к принятию Тайн Христовых и после принятия сохранить всевозможное бодрствование над собою". В каком состоянии подходим к чаше, тем более в том же состоянии и должно нам оставаться и после принятия Христа. "Не убоимся душевной бури, производимой нашествием духов. Не допустим унынию и смущению овладеть нами. Действие Святых Тайн не применит явиться в душе терпеливого подвижника, как является солнце на небе после очищения его от облаков".
Наша душа подобна роднику. Но если в этом колодце палкой перемешать со дна воду, то вся муть поднимется на поверхность, и пить её будет невозможно. Тоже самое бесы делают с нашей душой, когда буря поднимается в нас после причастия. Происходит это, конечно, по Божьему попущению. Бесы наш ум так помрачают, что мы в этом дыму ничего не можем в себе ни понять, ни увидеть. Буря такая может действовать до 3-х дней. Можно это объяснить тем, что, Христос, умерев телесно на кресте, Телом Своим был положен во гроб и в 3-й день воскрес. По образу Своего пребывания во гробе, Он пребывает через причастие в ледяном гробе нашего сердца тоже 3 дня. Наше сердце как каменный гроб, холодный, мрачный и сырой, и Господь в смирении там пребывая, не запрещает бесам устраивать нашествие на нас. Этим Он проверят сохраним ли мы веру в Него, пребудем ли в терпении, сохраним ли благочестие? Если да, то через 3 дня вернётся мир. Мир достигается вследствие победы в войне. Мира с сатаной быть не может. Если мы против него ополчились, то это война. Если война, то могут быть и раны и контузии, и всё что угодно. Пока мы не победим, мира не будет. Господь нас учит: "Терпи как и Я терпел за твои грехи, а ты за свои терпишь". Если мы причащались не в осуждение себе, то мир на 3-й день обязательно установится.